ГЛАВА 8

ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ

 

          Основной принцип жизнеобеспечения при социализме – «каждому по труду», т.е. по количеству и качеству труда. Но этот принцип мог быть уместен лишь в переходный период от капитализма к социализму. В.И. Ленин утверждал, что при коммунизме товарно-денежные отношения отсутствуют и реализуется принцип «от каждого по способности, каждому по потребности». Следовательно, каждому по потребности при отсутствии товарно-денежных отношений – то состояние базы жизнеобеспечения, к которому мы должны прийти при коммунизме. Именно при социализме общество должно пройти «посредствующие звенья» между двумя полюсами: капитализмом и коммунизмом, между зверской эксплуатацией трудящихся – и принципом «каждому по потребности» при отсутствии товарно-денежных отношений.

Принцип «каждому по труду» не может являться «посредствующим звеном» между ними. Дело в том, что принцип этот никогда не был осуществлён, да и не мог осуществиться, потому что не было и до сих пор нет критерия оценки труда. Даже физического, не говоря уже об умственном.

В марксистско-ленинской диалектике конкретность истины – один из важнейших принципов. Но в лозунге «каждому по труду» - нет конкретики, а есть лишь абстрактно обобщённое понятие труда, что более свойственно софистике, чем диалектике. Разве есть общая единица измерения труда? Нет такой единицы. Разве есть система оценок труда, позволяющая дать количественную характеристику любому виду труда и проводить количественные сравнения одного труда с другим? Нет такой системы! А если нет системы измерения труда – значит, нет и не может быть системы оплаты по труду. Это фальшь. Оплата была по должности. Она так и называлась – должностной оклад. Но разные люди на одной и той же должности по-разному работали: один «пахал», другой «филонил», а получали поровну. И даже видимости «оплаты по труду» не было. Нередко на хорошо оплачиваемых должностях находились люди, безграмотная деятельность которых наносила огромный вред обществу…

Так что декларируемый принцип оплаты «по труду» никогда не был, да и не мог быть реализован. Но чтобы перейти от реально действовавшего принципа «оплата по должности» к принципу «каждому по потребностям», необходимо, чтобы должности были заняты «по способностям».

Но общеизвестно, что при отсутствии материальных стимулов работают стимулы духовно-моральные, где одним из важнейших является интерес в соответствии со способностями. Отсутствие материальных стимулов может иметь место при финансовой уравниловке. Следовательно, именно финансовая уравниловка и является «посредствующим звеном» между капиталистической и коммунистической базами жизнеобеспечения.

Итак, не поставлены и не решены были две основные задачи социализма: финансовая уравниловка и система раннего развития творческих способностей, которые должны были привести к творчеству масс. Без решения этих задач мы не можем говорить даже о построении социализма, а можем говорить лишь о некоем «мутанте социализма» - капитало-коллективизме. Вместо того, чтобы выбирать себе труд в соответствии со способностями, люди выбирали труд в соответствии с оплатой, продавая свои способности за более сытную жизнь; что не соответствует коммунистическим идеям.

Таким образом, методы материального стимулирования вновь поворачивали общество лицом к капитализму. Авангардом этого движения являлась КПСС, руководящая роль которой в стране была несомненной. Следовательно, КПСС идеологически не была готова выполнять ведущую роль при движении общества к коммунизму, заменив диалектику голословной лозунговой софистикой.

Вот почему коммунистическое общество могло рассматриваться КПСС как КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ общественного развития (о чём пишет А.В. Пыжиков в своей статье «Истоки доктрины строительства коммунизма в СССР»). Хотя именно коммунистам свойственно диалектическое мышление. Именно оно и отличает настоящего коммуниста от камуфляжного, от подделки. 

Итак, к принципу финансовой уравниловки (как к переходному принципу при переходе от товарно-денежных отношений к их полному отсутствию) мы приходим трижды, исходя:   

1.     из задач коммунизма (построение базы жизнеобеспечения)

2.     из идентичности физиологических свойств всех людей

3.     из отсутствия системы измерения труда (особенно это касается интеллектуального труда).

Когда «все дороги ведут в Рим», т.е. все дороги сходятся к единой точке, - можно с уверенностью сказать, что эта точка является узловой, важнейшей точкой перехода из плоскости товарно– денежных отношений в пространство гуманных общественных отношений (при условии развития творческого потенциала каждого с раннего возраста и его дальнейшей реализации на благо всего общества). Социальные и материальные достижения современного общества строились всеми предыдущими поколениями людей и продолжают строиться всеми людьми современного поколения. Эти достижения всеобщи, а значит, они должны принадлежать всем, быть равнодоступны и бесплатны для всех и каждого, независимо ни от материального или социального положения, ни от национальности или идеологии, ни от местожительства или прописки (регистрации по месту жительства) граждан, ни от пола или возраста. Только тогда будет реализован принцип: «Каждому по потребности – от каждого по способности».

         Июнь 2004 года.

 ===================================================

 

 



Используются технологии uCoz