ГЛАВА 3

ЗАДАЧИ СОЦИАЛИЗМА И КОММУНИЗМА

 

 

Коммунисты должны ясно различать, какие задачи решает социализм, а какие – коммунизм, то есть – какие основные задачи должны быть решены при социализме, чтобы был осуществлён переход к коммунизму.

 Важнейшую задачу всех коммунистических и рабочих партий В.И. Ленин видел в том, чтобы выявлять, изучать противоречия общественного развития и принимать меры для их своевременного разрешения. Так, при анализе перехода от капитализма к коммунизму недостаточно только констатировать и просто зафиксировать противоречия между «умирающим капитализмом» и «родившимся коммунизмом». Самое важное здесь состоит в том, чтобы показать, КАК разрешается это противоречие, какие существуют посредствующие звенья между этими полюсами. То есть, встаёт вопрос: КАК может быть разрешено противоречие между такими, например, противоположностями, как товарно-денежные отношения при капитализме и отсутствие их при коммунизме? Какие существуют «посредствующие звенья» между этими полюсами, по которым может быть осуществлён переход от одной противоположности к другой? Можно, конечно, сказать коротко и просто: работа за похлёбку и работа по интересу – две противоположности, связать которые можно только посредством предоставления всем равного количества похлёбки. Только не находя материальных стимулов, человек будет искать стимулы духовные; будет искать в труде интерес, в соответствии со своими творческими способностями. Но если говорить серьёзно, то чтобы перейти к отмене товарно-денежных отношений и к принципу «каждому по потребности», нужно сформировать у этого «каждого» понятие «потребности», которое совершенно отлично от понятий «покупательная способность» и «желание приобрести то или иное». Потому что понятия «могу» и «хочу» отличаются от понятия «необходимо». Возникает вопрос: «необходимо» - для чего? «Необходимо» - почему? И мы подходим к важному вопросу: цель существования человека конкретного. Очевидно, что человек живёт не для того, чтобы мочь приобретать какие-то продукты, созданные природой или обществом; и не для того, чтобы удовлетворять все свои хаотичные капризы и желания… Ведь это и любому животному свойственно – брать то, что он хочет и может взять… Но для человека характерно появление новых стимулов деятельности – разумных (если он человек разумный  -  homo sapiens). Человечество, человеческое общество, человеческий коллектив – строятся по своим внутренним законам, способствующим дальнейшему функционированию, развитию, совершенствованию. Совершенствование, развитие каждого из людей способствует совершенствованию общества, его структуры.

Поэтому, развитие всех членов общества, повышение их творческого потенциала и его реализация  – есть одна из главнейших задач человеческого общества. И, с другой стороны, развитие и реализация на благо общества творческого потенциала каждого человека – есть главнейшая задача каждого человека. Поэтому оптимальные условия, необходимые для развития и реализации творческого потенциала человека в соответствии с его способностями, на благо общества – и есть ПОТРЕБНОСТИ человека.

Вследствие идентичности физиологических СВОЙСТВ  всех людей – их физиологические ПОТРЕБНОСТИ можно считать равными. Поэтому и средства для удовлетворения этих потребностей могут быть равны.

Такое ограничение поможет каждому усвоить простую истину: если один возьмёт больше, чем ему необходимо, то другому может остаться меньше, чем ему необходимо, т.е. фактически первый крадёт у второго. Поэтому роскошь, которая, с одной стороны, вырабатывает вхолостую ресурсы страны, а с другой стороны, является результатом необоснованного присвоения (кражи) средств, принадлежащих другим гражданам – зло, которое должно быть осуждено обществом так же, как осуждается преступление – воровство. Таким образом, именно финансовая уравниловка (а не материальное стимулирование) способна приучить людей к разумному ограничению своих необоснованных желаний. А так как это ограничение одинаково для всех, то оно удовлетворяет чувство справедливости людей и, к тому же, прекрасно сочетается и с христианскими требованиями умеренности в потреблении.

Так мы и находим «посредствующее звено» для перехода от товарно-денежных отношений к их отсутствию при коммунизме. Это полная финансовая уравниловка (!) в виде ежемесячных  равных получек для каждого гражданина общества в течение всей жизни.

…Мы кратко остановились лишь на одном вопросе, касающемся базы жизнеобеспечения, а теперь рассмотрим систему задач в четырёх главных аспектах: материальном, жизнеобеспечения, социальном и культурно-образовательном. Рассмотрим таблицу задач социализма и коммунизма:

 

 

Задачи социализма

Задачи коммунизма

1. материальная база

А. Развитие производства

Б. Развитие технологического механизма

Развитие технологий и переход к полной автоматизации производства и сельского хозяйства.

2. база жизнеобеспечения

Переход к отмене товарно-денежных отношений через финансовую уравниловку (каждому равные ежемесячные получки в течение жизни)

А. Отсутствие товарно-денежных отношений

Б. Основной принцип: «Каждому по потребности, от каждого по способности».

3. социальная база

Развитие класса интеллигенции за счёт перехода в него рабочих и крестьян ввиду роста автоматизации их труда

Бесклассовое общество (вернее, одноклассовое, состоящее из интеллигенции), реализующее принцип творчества масс

4. культурно-образовательная база

А. Развитие творческого потенциала общества через систему ИРМ (пять звеньев)

Б. Развитие системы довузовского образования. Всеобщее довузовское образование. Профильная ориентация.

В. Развитие динамической системы высшего профильного образования с профессиональной специализацией.

А. Динамика системы ИРМ

Б. Интенсивное динамическое довузовское образование с системой профилирования

В. Развитие системы профильного буфера

Г. Обеспечение непрерывного профильного образовательного процесса; всеобщее высшее образование с возможной профессиональной ориентацией.

 

Советский социализм решил задачи 1а, 1б, 3а, 4б, 4в, хоть и не в полной мере. Но совершенно незатронутыми остались задачи 2а, 4а, хотя их значение крайне важно! При относительном развитии материальной и социальной базы общества, просто недопустимо было полное игнорирование развития базы жизнеобеспечения, как и фундамента культурно-образовательной базы – системы ИРМ. Ведь поднимая индивидуальный творческий потенциал, ИРМ готовит каждого гражданина к реализации его в деятельности, соответствующей его развитым способностям на благо общества, на радость ему самому. Таким образом, личные интересы сливаются с общественными. Вот почему при коммунизме нет противоречий между личным и общественным, так же, как нет противоречий между каким-либо элементом живого организма и всем организмом, а есть их гармоничное единство.

«Коммунизм – это творчество масс» (В.И. Ленин), т.е. творчество всех и каждого.

А так как творческие способности развиваются ещё в раннем возрасте, причём эмоционально окрашенная информация, полученная в этом возрасте, усваивается практически на всю жизнь, то очень важное  значение приобретает создание системы раннего творческого развития (смотри Т. М. Приходовская, «Детские ясли открытого типа», февраль 2000 года). А так как ранним развитием ребёнка начинают заниматься родители в семье, то разумно назвать эту систему Институтом Родительского Мастерства (ИРМ). Система эта состоит из ряда звеньев, связанных между собой, для каждого из которых должна быть разработана своя программа. Каждая такая программа имеет государственное значение, так как способствует формированию общества, его следующего поколения.

Основываясь на том, что труд каждого будет соответствовать его способностям, можно уверенно заявлять, что «коммунистический труд… есть бесплатный труд на пользу общества… труд добровольный, труд вне нормы, труд, отдаваемый без расчёта на вознаграждение…» (В.И. Ленин, ПСС изд.4 т.30, стр.482).

Конечно, именно творческий труд, соответствующий способностям человека, может вызвать у человека огромный интерес  и  удовольствие, увлечь его до работы вне нормы и даже без расчёта на вознаграждение, т.к. такой труд и сам по себе уже есть вознаграждение, порождает наслаждение и радости творчества, и при этом он не носит жертвенный характер. Человек не становится перед выбором: принести в жертву одно ради другого, так как личное и общественное сливаются здесь в гармоничном единстве, а не в ущербной раздробленности. Более того, развитие индивидуальных творческих способностей    перерастает из личного дела в общественное, повышая духовно-интеллектуальный потенциал общества, а значит, способствуя его прогрессу…

 

 



Используются технологии uCoz