Приходовская Т.М.
Роль самостоятельной работы
учащихся в предлагаемой модели образовательной системы.
(Материалы научно – методической конференции
«Формы организации самостоятельной работы
студентов в современных условиях деятельности ВУЗа».
ТОМСК, ТГПУ, январь 2000 года)
Любая работа, любая сознательная деятельность человека
направлена на достижение какой-либо цели, имеющей для него определённое
значение. Поэтому, прежде всего, важно определить, является самостоятельная
работа учащихся целью или средством для достижения другой, более важной цели
образовательного процесса? Но для того, чтобы ответить на этот вопрос,
необходимо вспомнить о целеполагающей функции самой системы образования: для
чего и с какой целью образована эта система? Очевидно, не для создания рабочих
мест учителям и не для того, чтобы чем-нибудь занять подрастающее поколение,
решая проблему его занятости. И уж, конечно, не для реализации патологической
рыночной идеи о получении прибылей. Система образования требует прежде всего
огромных вложений, т.к. она развивает, воспитывает, формирует новое поколение,
новое общество. Именно педагоги своим трудом формируют все три созидательных
класса общества: интеллигенцию, рабочих, крестьян. Именно педагоги через
дальнейшую деятельность своих учеников, способствуют развитию
научно-технического прогресса и переходу к бесклассовому обществу через
механизацию и автоматизацию труда рабочих и крестьян. Этот процесс будет
способствовать высвобождению рабочих и крестьян и переходу их в единственный
класс будущего общества - класс интеллигенции. Об этом, хоть и в неявной форме,
писали К. Маркс в «Критике Готской программы» и др. произведениях и В.И. Ленин
в тех работах, где говорится о коммунизме.
Социализм является переходным этапом к
коммунизму, потому что благодаря массовости и бесплатности всех уровней и всех
форм образования, он поднимает интеллигенцию до уровня основного класса в
обществе. Поэтому значение системы образования, способствующей дальнейшему
развитию и росту интеллигенции - растёт с каждым годом. Вернемся к целеполагающей функции
системы. Основываясь на известной истине, гласящей: «Развитие материи идёт по
пути индивидуализации, а развитие сознания по пути обобществления» (см. Закон Бэра,
закон соотношения единичного и общего), можно считать целью системы образования
РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ (единичного) в ходе воспитательно-образовательного процесса ДО ПОНИМАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО (целого) и эффективное включение личности в общественные процессы
с целью их совершенствования. Конечным результатом функционирования системы
является воспитание человека сознательного, т.е. человека, встающего на
следующую, по сравнению с человеком разумным, ступень эволюции. Человек
сознательный, наряду с разумом, обладает и осознанием ответственности перед
обществом за свою деятельность, за применение своего разума. Развитие сознания
учащихся идёт рука об руку вместе со знанием мировой культуры, с обогащением
памяти учащегося «всем тем, что выработало человечество» (В.И. Ленин). Т.о.
воспитательно-образовательный процесс, проводимый системой образования, можно
рассматривать как проецирование мировой культуры на личность учащегося для
развития у него устойчивого интереса к максимально возможным для него областям
мировой культуры с целью реализации его способностей в этих областях на пользу
обществу. Кстати, именно интерес является эффективным стимулом к
самостоятельной работе учащихся.
Циркуляция сознания в обществе, связывающая его в
единое целое, происходит через прямую («общество-личность») и обратную
(«личность -общество») вертикальные связи целого и единичного. Прямая
вертикальная связь обеспечивает преемственность поколений, сохранение традиций,
которые можно рассматривать как социальную наследственность. Обратная вертикальная
связь обеспечивает обновление, изменение этих традиций (социальная
изменчивость) за счёт привнесения новых идей, методов, изобретений и т.п.
личностью в общество. Соотношение традиций и новаторства, как наследственность
и изменчивость или как инерция и динамика - служат основой эволюции общества,
основой его развития. Прогрессивные изменения развивают общество, регрессивные
способствуют его деградации, вырождению. Поэтому любые предлагаемые идеи,
ведущие к изменению всего общества, должны иметь: обоснования; прогноз
результатов реализации для всего общества, а не только для его отдельных групп;
и. что самое важное, они должны рассматриваться с гуманистических позиций.
Отсюда очевидно, что и развитие личности тоже должно основываться на гуманистических
позициях. Гуманизм - естественная основа мировоззрения каждого члена общества.
А т.к. развитие человека, его сознания - это прежде всего развитие его мозга,
являющегося центром нервно-психической деятельности, следовательно, система
образования должна способствовать гармоническому развитию всех участков мозга:
как левого полушария, ответственного за логическое мышление и правого,
ответственного за духовно-эмоциональную сферу и эвристическое мышление, так и
остальной части, ответственной за физическое состояние человека.
Итак, «три кита», на которых стоит личность - это
интеллект, духовность и физическое состояние, аналогичны «трём китам», на
которых стоит общество - культура мысли (наука), культура духа (искусство) и
культура тела (физкультура, спорт, здоровье населения). В этой аналогии ещё раз
проявляется истинность высказывания В.И. Ленина: «Общее существует в единичном
и через единичное».
Таким образом, естественная базовая структура системы
образования должна включать в себя именно эти три составляющие, развивающие у
учащегося культуру мысли, духа, тела. А это послужит хорошей основой для
творческой, а значит и для самостоятельной деятельности учащихся, студентов и
взрослых
членов
общества. Рассмотрим конкретнее предлагаемую схему.
I.
КУЛЬТУРА М Ы С Л И. (Наука и
техника)
1. Математика - наука, изучающая закономерности
мира через закономерности
символических моделей и структур, полученных путём абстрагирования от
реальности; развивает аппарат для изучения закономерностей динамических
процессов и взаимосвязи явлений, существующих в мире.
2. Физика - наука, изучающая закономерности
динамических процессов
и
взаимосвязи явлений, в существующих неживых природных системах.
3. Биология - наука, изучающая закономерности динамических
процессов
и взаимосвязи явлений в существующих живых природных системах.
4. Социология - наука, изучающая
закономерности динамических
процессов
и взаимосвязи явлений в человеческом обществе (с историей).
5. Фтианология - (от гр. jtianw - создавать и logoV - слово,
наука)
наука о том, что было создано человеком; изучает закономерности и взаимосвязи
открытий, изобретений, сделанных человечеством за время своего существования, а
также этапы их реализации. По существу - это история цивилизации.
6. Философия
- Наука, изучающая
общие закономерности развития
природы
и общества. ОБОБЩЕННЫЕ ЗНАНИЯ.
II.
КУЛЬТУРА Д У X А.(Искусство)
1.
Языки и литература.
2.
Музыка
3.
Живопись
4.
Танец
III.
КУЛЬТУРА Т Е Л А (Физкультура и спорт)
1. Обязательная часть: общая физическая подготовка -по
обобщенной (развивающую гибкость, растяжку, прыгучесть и т.д.)и по
индивидуальной программе (исправление осанки, других недостатков тела с учётом
возраста, здоровья, пола).
2. Факультативная часть: занятие конкретным
видом спорта (по желанию
учащегося)
Все три части (наука, искусство и физкультура) должны иметь:
а) теоретические занятия - изложение
в систематизированном виде информации в форме лекций;
б) практические занятия, активизирующие
теоретические познания. На них дети применяют теоретический материал на
практике, проводят эксперименты, ставят опыты, учатся проверять экспериментом
собственные гипотезы, учатся искать
доказательства, т.е. приобщаются к научной,
культурной, спортивной
деятельности.
Кроме того, все три части должны иметь как
обязательные, так и факультативные занятия. Объём обязательных занятий
(теоретических и ряда практических) должен являться целостным законченным блоком,
освоение которого необходимо каждому члену общества и достаточно для
продолжения любого вида профессионального образования в высшей школе (ВУЗ е).
Уже при изучении обязательного блока, учащийся
способен активно заниматься самостоятельной работой, если ее суметь правильно
организовать. Допустим, прежде чем изучать новый учебный предмет, ученика
следует ознакомить с его структурой, с его моделью, с его местом в общей
системе знаний, с его значением в жизни общества. Эта структура должна быть
представлена в схеме и находиться в кабинете, перед глазами учащегося в ходе
изучения им этого предмета. Схема - как путеводитель по этому предмету. При
этом ученик сможет самостоятельно ориентироваться, где, в какой части схемы
находится он в данный момент. Может увидеть, что будет изучаться в курсе
школьной программы, а что - нет. Ученик сможет при желании самостоятельно
изучать: либо то ответвление, которое его интересует, но не изучается в
обязательном курсе (и сделать доклад для интересующихся) либо более глубоко изучить
тот вопрос, который изучается на уроках (и тоже сделать доклад). При этом
самостоятельная работа ученика получает сразу два направления изучения: «вширь
и вглубь», не исключено, что при этом у учащегося могут возникнуть интересные
новые идеи, гипотезы, над которыми он сможет работать уже под руководством
научного руководителя, которым может быть не только учитель школы, но и
преподаватель ВУЗ а. Такой подход обеспечит непрерывность образования будущего
студента, приучая его к научной, творческой самостоятельной работе уже со
школьных лет.
Можно применять для выработки у учащихся навыков
самостоятельной работы следующий приём: учитель предлагает учащимся дома
самостоятельно рассмотреть новую тему (параграф), определить главное, связь с
предыдущим материалом, выделить вопросы, предложить решение затронутой в
параграфе проблемы и т.п. Затем на уроке работают с этим материалом. На работе
с этим материалом других учащихся, каждый видит как много можно «вычитать» из
одного лишь параграфа, учится видеть предлагаемый ему в дальнейшем для
самостоятельного изучения материал в более расширенном и углублённом виде, а
это расширяет его интеллектуальные способности. Возможно использование приёма
смены ролей: «учитель-ученик», когда ученик проводит урок (который он на первых
порах может подготовить с помощью учителя), а учитель совместно с классом - в
роли ученика. Такое видение класса «изнутри» очень полезно учителю для
совершенствования своей работы, а у ученика развивает не только навыки
самостоятельной работы, но и ответственность перед своими товарищами за свою
работу. Это способствует активизации сознания учащихся. Занимаясь вопросами
самостоятельной работы учащихся, необходимо всегда помнить, что одинаково
неприемлемы для школы, как минимальная самостоятельность в виде навязывания
учителем своего мнения ученикам, так и максимальная самостоятельность,
допускающая бесконтрольность со стороны учителя: т.к. в первом случае
нарушается самостоятельность, индивидуализация мышления, а во втором -
нарушается системность и преемственность в обучении. И ещё необходимо отметить,
что материальной основой самостоятельной работы учащегося является ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЕГО СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ, т.е. 1)учебниками, причем с хорошо продуманным
расположением материала и грамотно составленной программой курса, техническими
средствами, необходимыми для усвоения программы; 2)наглядными пособиями;
3)помещениями, удовлетворяющими санитарным нормам и требованиям учебного
процесса. А это уже есть общегосударственная проблема, которую «в условиях
рынка» решить в массовом плане просто невозможно, т.к. теперь это зависит от
«оборотистости» администрации каждого учебного заведения конкретно, а это
значит, что права детей на получение бесплатного образования декларированные
Конституцией РФ, нарушаются, особенно в сельских школах, где подчас нет даже
необходимой для образовательного процесса учебной литературы. Государственная
гарантия предполагает правовое и материальное обеспечение, отсутствие которого
говорит о несостоятельности гаранта.
Итак, вернёмся к рассмотрению предлагаемой модели
образовательной системы. Рассмотрим блок факультативных, необязательных
занятий.
Факультативная
часть - имеет форму творческо-созидательную с большим упором на самостоятельную
информативную и творческую работу с консультациями руководителя, с включением
выступлений на научных конференциях, конкурсах, выставках, концертах и
соревнованиях.
Для помощи учащимся в освоении учебного материала, в
нахождении интереса к определённым областям мировой культуры, в поиске вида
будущей деятельности, полезно проводить в 1-10 классах ориентационные
психолого-педагогические работы, результатом которых желательно было бы иметь у
выпускников школ сформировавшийся интерес к определённым видам деятельности,
которые соответствуют их способностям, развитым за время обучения в школе. Это
минимизирует неудачи, связанные с неправильным выбором области деятельности.
Такая модель системы образования позволит детям уже с
первых классов начинать творческую деятельность одновременно с обучением,
научит их проявлять самостоятельность, разовьёт нестандартность и глубину
мышления, интерес к делу, что способствует развитию сознания и эффективной
деятельности на благо общества, максимальной реализации народных талантов.
В качестве примера - небольшой план-набросок к работе
по программе языки и литература:
Поскольку
греческие и латинские
языковые конструкции в
немалом количестве встречаются во всех европейских языках (в том числе и
в русском), то для более глубокого понимания и облегчения изучения других
евроязыков, разумно ввести в школах изучение этих языков - греческого и
латинского.
1
класс - начало изучения русского языка; чтение, письмо
2-4
классы - дополнительное изучение греческого языка
5-8
классы - дополнительное изучение латинского языка
9-10
классы - либо углублённое изучение греческого и(или) латинского языков, либо
изучение какого-либо конкретного европейского языка.
Изучение языков должно включать и творческие моменты -
сочинение сценок из жизни с показом их в сценическом виде перед классом,
конкурсы рассказов и т.п. на этих языках, постановки сцен из спектаклей
классиков и т.д.
Хорошо активизирует работу по изучению языков
использование техники: наличие кино и видеоаппаратуры, использование её для
снятия своих учебных фильмов для работы на общих уроках (хотя можно
использовать и официальные фильмы). Полезно проводить занятия по просмотру
фильмов при включении каждого обучающегося в качестве героя фильма:
Дети, сидя с наушниками, смотрят общий фильм. В
наушниках у каждого отсутствует голос того героя, которого он «ведёт». В классе
работает записывающее устройство. Каждый озвучивает своего героя так, как ему
это кажется наиболее интересным, то, что ему кажется нужно говорить по ходу
фильма. Каждый т.о. озвучивает своего героя, а в классе идёт запись речей всех,
т.о. получается переозвучивание фильма. После окончания фильма (минут 15) все
просматривают фильм с новым переозвучиванием, при этом, каждый может увидеть
свои ошибки и ошибки других (тоже минут 15). Затем, короткое обсуждение
(15мин.). Затем - новая запись с переозвучиванием фильма, с исправлением ошибок
(15 мин.). Затем - ещё один просмотр с комментариями (15 минут) и дальше -
подведение итогов, обсуждение, отметить наиболее удачные моменты, результаты
или оценки. Т.о. практика языковая по активизации длится 1.5 часа. А
теоретические занятия - это накопительные: грамматика, изучение слов, их
структура, ролевые чтения, лекции по истории страны изучаемого языка и т.д.
Такое неформальное изучение языков гораздо эффективнее, чем. традиционное, а
просмотр художественных фильмов по произведениям греческих и римских классиков
на языках авторов - одновременно будет приобщать учащихся к истокам мировой
культуры. Аналогичные фильмы полезно смотреть и при изучении других иностранных
языков в старших классах.
Еще пример: вполне реально изучение физики начинать
уже в третьем классе с важнейшей темы: «Строение вещества», куда могут быть
включены вопросы о строении атомов, их взаимодействии, изучение таблицы
Менделеева (у детей отличная память, поэтому, разобравшись в строении таблицы,
они с легкостью ее запомнят, как таблицу умножения), строение молекул и др.
В дальнейшем, глубинное понимание физических и
биологических процессов, базирующееся на этих знаниях, будет являться основой
для эффективной самостоятельной работы учащихся. Система образования, о которой
было сказано выше - требует конкретных методологических разработок по всем
пунктам всех трёх частей. Программный материал и последовательность его
изучения по каждому предмету должны удовлетворять основным принципам обучения:
системность и постепенность.
Построенная
таким образом система позволяет получить непрерывность процесса
профессионализации, что существенным образом повышает профессиональные качества
обучающегося, а также способствует более глубокому осознанию ответственности
перед обществом за ту деятельность, которой учащийся собирается заняться в
будущем.
Работая в системе образования, нужно знать, что в
педагогике, как и в механике, например, есть своё ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО, которое
гласит:
ВЫИГРЫВАЕМ В ГЛУБИНЕ (знаний) - ПРОИГРЫВАЕМ В ШИРОТЕ
(знаний) и наоборот. Конечно, чем больше развиты способности у человека, тем
больший объём знаний он сможет охватить, сохраняя единство знания «всё о
немногом и понемногу обо всем». Вот почему развитие способностей у детей и их
дальнейшая реализация - есть наиважнейший момент в построении общества
будущего.
Заканчивая статью, хотелось бы ещё раз вспомнить об
огромной ответственности педагогов перед будущим. Осознанная деятельность
должна исключать бездумное подчинение безграмотным административно-командным
«указаниям свыше», навязывающим под маской новаторских реформ -такие, например,
регрессирующие для образования «новшества», как переход школы к
двенадцатилетнему обучению. Неумение организовать обучение - выливается в
дополнительный год. Во-первых, эта целенаправленная задержка детей в учебном
заведении, способна привести к задержке их социального развития. Во вторых,
выпускники школ, получая аттестат в 18 лет - вынуждены сразу идти в армию, и не
могут продолжать образование до получения высокой квалификации в ВУЗах. Это
будет способствовать снижению интеллектуального потенциала общества, и без того
уже снизившего этот потенциал введением платного ВУЗовского образования, что в
условиях рынка просто лишает возможности большое количество молодёжи - получить
высшее образование. Вводится безнравственный принцип древности: права имеет
только богатый; а ведь не секрет, что иностранцы скупают наши изобретения очень
активно: именно у нас промышляют Соросы, скупая за финансовые подачки новые
идеи, технологии .изобретения - всё то, что должно было бы составить
процветание нашей страны в будущем. Именно наша система образования воспитывает
талантливых новаторов. Так зачем же нам, уничтожая свой удачный опыт,
перенимать за границей их несостоятельную систему, выпускники которой в немалом
количестве не могут даже сдать выпускные экзамены и получить аттестат? А знают
ли любители неудачных преобразований, что учебный день в школах за рубежом
длится до 16 - 17 часов вечера, тогда как у нас - меньше, а значит, перегрузки
в школе испытываем не мы, а они. Так зачем же нам опять перенимать неудачный
опыт? И, наконец, финансовое обеспечение такого удлинения школьного возраста и
обеспечение материальной базы 12-летней школы вызывает сомнение, учитывая
современное недофинансирование школ, в которых нет достаточного количества даже
самых стандартных учебников.
А
ведь за рубежом есть страны, в которых введён и 13-й класс...
А
если где-нибудь появится 14-й... 15-й...мы тоже включимся в эту гонку, взяв
лозунг «Аттестат - к пенсии»?
Слегка
перефразировав слова И.А. Крылова, скажем себе: «То, что нам хвалит враг - в
том, верно, проку нет». И будем бдительными!