Глава   4.   ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ

 

Этот период — период завершения строительства фундамента интеллектуально-эмоционального «здания» личности.

Ребенок уже хорошо и много говорит. Он еще ничего от вас не скрывает: ни мыслей своих, ни поступков, ни причин, побудивших его к какому-то действию. Он вам доверяет.

К двум годам у ребенка начинается первый период самоутверждения. Он начинает ощущать свое «Я». Добивается самоутверждения, уважения к себе. Часто в это время можно услышать от него: «Я сам...», «Я сама...».

Здесь, в этот период (2—3 года) зарождается его человеческое достоинство.

Характер период отрицания авторитетов. Например: «Пойдем гулять», — говорите вы. «Не пойдем гулять», — отвечает он вам. Он уже не хочет бездумно подчиняться. Хотя через короткое время (10—15 минут) сам предложит пойти гулять.

Вам начинает казаться, кто вы теряете контакт с ребенком, что у вас возникают проблемы в общении с ним. Не пугайтесь. И не стремитесь подавить эти проявления, иначе в более поздний период ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО ребенка будет слабо проявляться, иначе он впоследствии будет чувствовать неуверенность в себе, будет подчиняться всяким авторитетам, боясь проявить самостоятельность мышления и действий.

Относитесь к нему и к его потребностям с уважением. Попробуйте выслушать ею аргументы, или ОБЪЯСНИТЬ ему объективную необходимость ваших предложений. Но ни в коем случае не пренебрегайте его мнением, не подавляйте его, не приказывайте. Дайте ему стать уважающей себя личностью.

Период этот бывает у всех детей. Он проходит, но главное — как он пройдет и что ребенку останется после этого периода

Здесь вы можете заложить фундамент его воли, умения самостоятельно принимать решения.

Уважайте его! Помогите ему!

Помогите и себе тоже, так как ваш авторитет, уважение и доверие к вам строятся именно здесь, в это время. И вы избежите многих конфликтов в подростковом возрасте ребенка, т. к в подростковом периоде человек тоже стремится к самоутверждению, и здесь обычно проявляются все ВАШИ недостатки и ошибки воспитания.

И еще в этот период начинают развиваться осознанные познавательные интересы. Мозг ребенка требует иной информации, стремится обучиться методам мышления. Воображение развивается бурно. Ребенок может начать сочинять истории, сказки, стишки. Или искать закономерности в различных процессах и т. д.

Вы должны быть очень внимательны, чутки, тактичны и поддерживать его интересы.

В этот период закладываются основы будущего таланта человека. Не губите талант грубым прикосновением, будьте осторожны.

Здесь все так хрупко!

Итак, план занятий, разработанный в год и 9 месяцев, может оставаться прежним, но характер проведения занятий меняется.

На многочисленные «почему?» ребенка вы должны суметь ответить. Ответить грамотно, но доступно. И никогда не говорите: «Ты еще мал, не поймешь. Вырастешь — узнаешь». Эта фраза — похоронный марш его способностям. Пошевелите мозгами, почитайте книжки, научитесь отвечать ребенку без искажений на все его вопросы. Не отмахивайтесь от них, не смейтесь, не раздражайтесь, как бы вы ни устали, какое бы у вас ни было настроение. Лучше похвалите его за тягу и интерес к знаниям, восхититесь его фантазией — это стимулирует ребенка к интеллектуально-эмоциональной деятельности, которая будет доставлять ему со временем все большую и большую радость.

В этот период у ребенка начинают проявляться такие качества, как внимание к окружающим, забота о близких.

Если вы в транспорте посадите ребенка, а сами останетесь стоять — ребенок спрашивает у вас: «Мама, ты устала?».

ВЫ: «Нет, я не устала».

Ребенку этого недостаточно. Он устал сам и думает, что вы чувствуете то же. Ему свойственно чувство сопереживания, поэтому он не ограничивается подобным мини-диалогом. Он хочет действовать — делать вам добро.

«Нет, мама! Ты устала стоять, садись», — и пододвигается, давая вам место.

Сядьте, даже если сидеть не хотите. Сядьте, поблагодарите ребенка за заботу. И он почувствует себя уже вашим защитником, а сам себя — человеком, который может творить добро. Давайте ему возможность чувствовать это.

Развивается речь. Ребенок начинает сочинять. Пока мини-рассказики.

Увидев машину «Скорая помощь», ребенок способен уже порассуждать, включив себя, как основное действующее лицо.

«Смотри, мама! «Скорая помощь». А помнишь: Катя ела рыбу и подавилась косточкой. Приехала «Скорая помощь» и забрала Катю в больницу. Катя плакала. У Кати катились слезы. Горькие-горькие слезы катились. Помнишь?».

Или: сидит, смотрит картинку в книжке и сочиняет вслух: «Однажды лиса Алиса пошла в лес. В лесу было темно и страшно. Лиса заплакала. Она заблудилась».

В это время ребенок начинает рифмовать двустишья типа: «На дворе у нас гора, все катаются с утра».

Или, укладывая кукол «спать», ребенок поет куклам: «Я сейчас вас накормлю, потом спать уложу». Мелодию придумывает сама. Это уже результат вашего обучения. Помните, как вы ему пели, придумывая слова и мелодию?

Фантазия ребенка проявляется везде и всюду. И за едой в том числе.

Рисовая каша кучкой лежала в центре тарелки. Ребенок: «Мама! Смотри! Снежинка!» Берет ложку, раскидывает кашу по тарелке и говорит: «Растаяла снежинка». Или, откусив уголок от прямоугольного кусочка хлеба ребенок восклицает: «Мама! Смотри! Машина!» И тут же начинает «катать» его по столу.

Соединив 4 карандаша вместе, восклицает: «Мама! Смотри, как будто параллелепипед!» — это его открытие.

К 2 годам 4 месяцам ребенок уже может наизусть рассказывать огромные куски (или полностью) «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Тараканище».

Вы можете вместе с ним уже посещать не только кукольные и детские спектакли, но и серьезные концерты.

Приезжал к нам в Томск ансамбль скрипачей Большого Театра. Мы ходили с Мишей. Ребенок сидит, слушает, не шевелясь, а потом восклицает: «Какая красивая музыка!». Позже  взахлеб рассказывал папе, какую музыку он слушал.

Ребенок уже стремится к творческой деятельности.

Взяв крышку от кастрюли и карандаш, стучит ими друг о друга и говорит: «Я музыку играю».

Я: «Какую музыку ты играешь?».

ОН: «Я играю Глинку, «Марш Черномора». Мама, танцуй». Пришлось оставить все дела. Так мы с ним вместе и веселились он «играл» «Марш Черномора», а я танцевала. Потом он танцевал, а я «играла». И вы уже не только мама, но и друг его, соратник по совместной деятельности. Это объединяет вас.

Или: ребенок взял в обе руки две палочки и «дирижирует» ими. При этом восклицает: «Мама! Музыка! Только нет звука». Потом начинает постукивать палочками по кинескопу телевизора и говорит: «А сейчас есть звук! Слышишь, мама, птички летают!».

Вы можете играть с ребенком, придумывая новые игры, чтобы ребенок мог вырабатывать необходимые навыки, например, в спорте.

Допустим, у ребенка еще недостаточная реакция для игры в бадминтон. Воланчик летает быстро. И вы придумываете новый вариант этой игры: «ШАРМИНТОН». Ракетка та же, бадмиптоновая, но вместо воланчика — обычный воздушный шарик. Он летает медленнее, ребенок с его помощыо  сможет получить основные навыки владения ракеткой.

Вообще спортом ребенок может заниматься ежедневно. Если недалеко от яслей (или от дома) есть каток (или хоккейная коробка), вы, забирая ребенка, надеваете ему коньки (пока двухполозные — их при желании можно купить) на валеночки. И по дороге из яслей домой минут на 20—30 заходите с ним на каток. Это можно делать ежедневно. Или (сейчас продаются) коротенькие пластмассовые лыжи прикручиваете к валеночкам, и ребенок идет домой на лыжах.

Ребенок уже не хочет довольствоваться пассивной ролью обучаемого. Он активизируется. Стремится быть организатором и инициатором, придумывая игровые ситуации общения в семье.

Дома он организует игру «в ясли». Малыш берет на себя роль воспитателя, а вам отводит роль детей. И на зарядку вас ставит, и проводит ее с вами, и на занятия вас усаживает, и их проводит ..

То устраивает с вами дома праздничную демонстрацию. Раздавая красные пластмассовые кольца от пирамидки или красные  кубики, ребенок объясняет вам, что это флажки. И вы должны вставать, махать этими флажками над головой или ходить по кругу, держа их над головой и кричать «УРА!». Потом выстраивает вас в кружок, и вы должны петь и плясать...

Включитесь в игру! Не гасите инициативу ребенка! Найдите время!

Полезным занятием в это время (с двух лет) является ЛОТО, т. е. составление целой картинки из более мелких частей. Такое лото вы можете сделать сами.

1. Не очень сложную интересную для ребенка цветную картинку разрежьте на 4 части (позже, когда ребенок научится складывать -целую картинку из 4 частей, вы усложняете задание, разрезая другие картинки на 6, на 9, на 12, а потом и на 16 частей).

2.  Можно усложнить эту игру    и    другим   путем:    разрезать каждую из двух картинок на 4 части. Карточки эти перетасовать, пусть ребенок складывает   сразу   две   картинки,   самостоятельно выбирая для каждой нужные карточки.

Можно пользоваться и кубиками, которые продаются в детских магазинах, по это хуже (на мой взгляд), т. к. рисунки все время одни и те же. Ребенок заранее знает, что на них изображено, что должно получиться. Тогда идет уже выработка навыков, а не развитие фантазии, воображения. А картинки, которые вы можете использовать, разнообразны: и из старых книжек, и из открыток.

3.  Здесь будет присутствовать и еще один метод усложнения: картинки могут быть крупными, а могут быть более мелкими. Более маленькие по размеру картинки ребенку складывать труднее. Это 3-й путь усложнения задания.

Вообще, занимаясь с ребенком, нужно всегда придерживаться принципа: задания постепенно усложнять и разнообразить, чтобы обучение было развивающим и интерес у ребенка не угас.

В это время (после 2.5 лет) ребенок уже рассуждает, пытаясь прогнозировать события.

Например: Миша собирается в школу. Катя его напутствует: «Успеха, Миша! Иди! Стой через дорогу, ИНАЧЕ ты упадешь, и машина тебя задавит».

Или, ребенок: «Я хочу погулять на улице». ВЫ: «Нет, сегодня мы не пойдем. На улице очень холодно». РЕБЕНОК: «Ты что такое говоришь, мама?! Не холодно. Одень теплее. Просто надо одеться потеплее».

Ребенок (2.5 года) уже довольно легко пользуется обобщающими словами.

Например. Мы обедали. На кухню с улицы залетела муха. Миша: «Муха! Улетай! Тебе здесь делать нечего. Здесь же продукты питания: суп, хлеб, огурец... (штук 10 названий перечислил). Улетай, муха! Здесь еще посуда: тарелки, вилки, чашки...». А теперь вернемся к конкретным занятиям.

У вас есть общий план. Но для того, чтобы работать по нему результативнее, необходимо ежедневное планирование. Листы с ежедневным планом разделим пополам вертикальной чертой. В левой части записываем конкретные задания (с учетом общего плана). В правой — анализ занятия: какие сложности возникали в ходе занятий, как их в дальнейшем преодолеть, отразить удачные моменты, находки, ваши выводы и т. п.

Приведу конкретный пример планирования ежедневной работы (ребенку 2 года 3 месяца).   

1.  Математика

В начале занятия повторить примеры с использованием математических знаков: +. —. = •

Изучить знаки «>»  (больше)  и «<» (меньше)  на примерах:

0, 0<1, 2>1, 1<2, 3>2, 2<3 и т. д.

Занятия проводятся с палочками, кружочками, конусами. В конце занятия ребенок должен написать эти знаки в тетради.

2.  Музыка

Глинка. «Марш Черномора». В начале занятия прочесть отрывок из сказки «Руслан и Людмила». Немного рассказать о Черноморе. После этого включить пластинку. Если ребенок захочет помаршировать — поддержать его и вместе с ним подвигаться под музыку.

3.  Литература

Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Обратить внимание ребенка па чудеса. Чтобы он мог назвать все три чуда (чем ближе к тексту, тем лучше). Вначале объяснить, что такое чудо.

4.  Русский язык

«Составь слово». Используем пластмассовые буквы. Ребенок должен составлять несложные слова: МЯЧ, ЮЛА, ШАР, МИША, МАМА, ПАПА, ЖУК, КОТ, СОК, ЗУБ.

Хорошо, если вы загадаете ему загадку, а разгадку он не говорит вам, а составляет из пластмассовых букв. Например, для слова МЯЧ: «Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко, а за что бедняжку бьют? Да за то, что он надут» (Маршак). Если отгадать ребенок не может, вы ему помогаете наводящими вопросами. Только не подсказывайте, а то ему станет скучно, и занятие не удастся.

5.  Спорт

Баскетбол. Я уже раньше писала, как можно сделать корзину для баскетбола. Теперь вы ее используете. Попадание в корзину с расстояния 2 метра. Отрабатываем бросок из-за головы. А в анализе запишите, сколько раз со скольких бросков ребенок попал, чтобы в дальнейшем вы смогли заметить рост его мастерства.

6. Труд

Лепка из пластилина. Объяснить свойства пластилина. Рассказать, как пользоваться пластилином. Лепим человечка. Голова — шар. Показать, как вылепить шарик. Туловище — цилиндр. Руки, ноги — колбаски. Показываем, как это делается. Ребенок лепит сам.

Вот и все занятия за один день.

Приведу пример еще одного дня.

 

1. Математика (геометрия)

а)   Изучаем  понятие  перпендикулярности.   Поясняю  ребенку, что если провести на бумаге две линии: одну строго слева направо, а другую строго сверху вниз, то эти линии будут перпендикулярны.  Рассмотреть  в  комнате   перпендикулярные   линии:   стороны стола, косяк двери перпендикулярен плинтусу и т. д.

Понятие прямого угла. Примеры ребенок отыскивает и указывает сам. Обратить внимание ребенка, что у прямоугольника и квадрата стороны попарно перпендикулярны, а все углы — прямые.

б)   Виды треугольников:

1.  Остроугольный. Все углы меньше прямого, т. е. острые.

2.  Тупоугольный.   В   треугольнике   есть   один   угол   больше прямого, т. е. тупой.

3.  Прямоугольный.  В треугольнике один угол  прямой. Треугольники    можно    вырезать    заранее, а можно рисовать

по ходу.

2.  Чайковский. «Детский альбом».

Рассказать его биографию, особенно о его детстве. Потом побеседовать по поводу трех пьес: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Создать образ любимой куклы. Затем — прослушивание этих пьес. После прослушивания можно побеседовать, если у ребенка возникнет желание поговорить.

Стремиться к тому, чтобы эмоциональное воздействие было сильным.

3.  Лермонтов, Есенин.

Показать картинку. Зимняя береза. Беседа по картинке. Поговорить о том, как весной она начала зеленеть, летом — жила, а осенью — листья пожелтели и к зиме облетели. Березка уснула до весны. Какие сны она может видеть зимой. Как она хрупка и красива... и т. д.

Затем прочитать стихотворение Есенина «Береза». Возможно,  разучить его.

4.   Рисование

Красками. Рисовать березу зимой. Краски — гуашь: голубая, белая и черная. Рассмотреть детали дерева: ствол, ветви, ...

5.  Танцы, ритмика.

Эстрадная, ритмическая музыка. Вы танцуете вместе с ребенком.   Отработка  определенных  танцевальных  движений.  Следить за тем, чтобы они выполнялись в такт музыке.

6.   География

Продолжить работать по карте. Африка. Рассказать о неграх, о географических особенностях африканского континента. Обратить внимание на то, что Африка находится в экваториальной зоне. Рассказать о климатических условиях...

Вполне возможно, что для того, чтобы провести с ребенком занятия по географии, вам придется и самим что-то почитать, что-то вспомнить.

Аналогично проводятся и другие занятия.

Занятия по математике могут включать и работу с циркулем (при изучении окружностей).

Можно ввести понятие матрицы, пояснив свойства столбцов и строк (матрица квадратная). Это проводится с помощью детской мозаики, в которую входят треугольники и прямоугольники пяти цветов; красный, синий, белый, желтый, зеленый. Элементами матрицы будут составленные из двух треугольников квадраты. Сверху треугольники одного цвета для одного столбца, слева — тоже одного цвета для одной строки. Тогда по диагонали, проходящей с левого верхнего угла в правый нижний, получаются одноцветные квадраты. Картина будет красивая, яркая, ребенок с удовольствием играет с ней, между делом усваивая нужные математические понятия.

Во время занятий чтением можно поиграть в игру, при которой ребенок узнает, что такое окончания, как они связывают слова в предложении. Эта и подобные игры будут служить фундаментом его грамотности в дальнейшей жизни (и при учебе в школе).

Например:

ВЫ: «Ты с помощью ЧЕГО рисовал окружности? С помощью ...».

РЕБЕНОК: «ЦиркулЯ».

ВЫ: «ЧЕМ ты рисовал окружности?».

РЕБЕНОК: «ЦиркулЕМ».

Речь у ребенка развивается. Уронил ложку на пол и говорит: «Неудачно как-то я ложку уронил. Прямо на пол». Или: «Мама! Дай мне возможность пройти».

Занятия по труду разнообразим. Кроме аппликаций, лепки из пластилина, работы с конструктором, с мальчиком можно работать слесарным (детским) инструментом: забивать гвозди, сверлить отверстия коловоротом, выпиливать лобзиком и т. д. Все зависит от вашего воображения и возможностей ребенка.

Проходи! время. Ребенку уже 2 года 6 месяцев. План занятий стоит пересмотреть. Занятия можно сделать более серьезными по сравнению с предыдущими.

ПЛАН ЗАНЯТИИ (2 года 6 месяцев) ПОНЕДЕЛЬНИК

1.  Чтение и  анализ литературных произведений   (рассказы и сказки).

2.  Чайковский (балеты, сонаты, концерты).

3.  Русский язык. Ребенок читает. Вы по ходу занятия объясняете правила русского языка. Сюда   можно включить и прослушивание пластинок «Уроки радионяни».

4.  Сюжетно-ролевая игра.

ВТОРНИК

1.  Пушкин. Сказки, стихи, поэмы.

2.  Прослушивание  музыкальных произведений.  Глинка,  Римский-Корсаков, Бизе.

3.  Математика. Счет. Множества, виды множеств. Время: часы, дни недели, месяцы, годы.

4.  Рисование (карандашами).

СРЕДА

1.  Чтение. Маршак, Чуковский.

2.  Прослушивание музыкальных произведений. Моцарт, Григ, Гайдн, Шуман.

3.  Русский язык. Чтение (ребенок), правила.    .

4.  Рассказы по картинкам.

ЧЕТВЕРГ

1.  Чтение. Никитин, Жуковский, Некрасов, Тютчев

2.  Геометрия. Тела, фигуры, плоскости, поверхности, n-мерности.  Декартова  система  координат.  Изображение  точки  на  плоскости, координаты точек. Построение математических фигур по координатам их вершин.

3.  Черчение.   Умение   пользоваться   линейкой,   трафаретами, циркулем.

4.   Рисование (красками).

5.  Прослушивание музыкальных  произведений. Шопен, Паганини, Рахманинов

ПЯТНИЦА

1.  Чтение. Барто, Благинина, Михалков, Заходер и т. п.

2.  Бетховен. Прослушивание и беседы о Бетховене.

3.  Аппликации.

4.  Нотная азбука.

СУББОТА

1.  Чтение или прослушивание инсценировок (на пластинках).

2.  Чюрленис, Шостакович, Бах. Прослушивание музыкальных произведений. Моменты биографий.

3.  Математика. Цифры, числа, знаки, математические операции: «+». «—»•

4.  Шахматы. Нотация, изучение азов шахматной игры.

5.  Работа со слесарным инструментом или лобзиком. Девочка — посильная работа по кухне.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

1.  Чтение. Маршак (разучивание стихов).

2.  Вивальди, Моцарт. Прослушивание музыкальных произведений.

3.  «Приключения Кубарика и Тематика».

4.  Русский язык. Чтение, правила. Приведу пример занятий понедельника.

1.  Чтение  сказки  «Красная  шапочка».  Слушал внимательно, не перебивая.  После  чтения  поговорили  по  поводу этой  сказки. Ребенок отвечал на мои вопросы.

2.  Чюрленис.   Симфоническая    поэма    «Море».    Я    показала триптих из  цикла «Море», нарисованный Чюрленисом. Мы очень внимательно  рассмотрели  картины   (репродукции).   Я   пыталась, объясняя   эти   картины,    добиться    эмоционального    восприятия. Больше всего ему понравилась  вторая  картина триптиха «Тонущий корабль». Потом мы прикололи эти картины к стене и прослушали симфоническую поэму «Море», написанную Чюрленисом. Музыка, совместно с рассматриваемыми картинами, очень понравилась.    Ребенок еще дважды    просил    включить ее.    Слушал и смотрел. Задавал вопросы.

3.  Математика.   Прочли   книжку   «Веселый   счет»   Маршака. Многое он запомнил наизусть. Потом разобрали, как из  1   получить 10, из 2 — 20 и т. д. Из 10 — 100, из 50 — 500 и т. п.

4.  Шахматы.  Повторили  первоначальную расстановку фигур. Изучали   правила   движения   пешки:   как она ходит,   как рубит. Рассмотрели несколько диаграмм.

5.  Спорт. Катание на трехколесном велосипеде. Приведу несколько примеров занятий математикой:

1. Математика. О, 1, 2, 3 — мерности. (Точка, прямая, плоскость, пространство). Математическая фигура — плоская, двумерная. Математическое тело — объемное, трехмерное. Получение из математических тел математических фигур путем сечения тел плоскостью. В сечении конуса: круг (горизонтальной плоскостью), треугольник (вертикальной). В сечении пирамиды — треугольник или квадрат. В сечении параллелепипеда — прямоугольник или квадрат. Другой день.

Математика. Множества (понятие). Виды множеств: однородные, неоднородные, пустые, конечные, счетные и т. п…  Примеры.  Еще один день. Цилиндр. Его свойства.

Я:  «Если у прямоугольника  закрепить одну сторону,  а другая вращается, то какая фигура при этом получается». Ребенок, подумав: «Цилиндр».

Я взяла окопную замазку (которая продается в виде колбаски диаметром около 5 см), отрезала от нее 10 см. Получился прекрасный цилиндр. Ножом разрезала его горизонтально.

Я: «Что получили в сечении горизонтальной плоскостью?». Ребенок: «Круг».

Я:  «А теперь  сделаем сечение наклонной  плоскостью», —   и разрезала цилиндр под углом 45 градусов. Он: «Эллипс».

Я:  «А теперь все поставим  обратно и сделаем вертикальное сечение. Что получаем? — И я разрезала ножом вертикально. Он: «Прямоугольник».

После этого я расчленила цилиндр по всем разрезам. Получилось шесть деталей. Я их перемешала и попросила составить цилиндр из них. Я: «Соедини эти кусочки так, чтобы у тебя опять цилиндр получился». И он довольно быстро это сделал.

Потом цилиндр, сделанный из бумаги, я разобрала на три части: два круга и прямоугольник (боковая поверхность).

Я: «Давай посмотрим, из чего он состоит. Два круга — это верхнее и нижнее основания. А это — боковая поверхность. Если ее развернуть, т. е. сделать развертку, то получаем прямоугольник. Л теперь давай сделаем свертку, чтобы снова цилиндр получился. Подсказывай мне, что нужно делать».

..И мы собрали его снова.

Я: «Давай найдем у нас в комнате цилиндры».

Ребенок: «Карандаш, кастрюля, баночка, шнур». И еще много что он нашел.

Подобное занятие можно проводить с любыми математическими телами. И еще усложнить, если ребенок хорошо воспринимает.

А теперь несколько методических советов

*

В занятия РУССКИМ ЯЗЫКОМ включаем и прослушивание пластинок «Уроки радионяни» (они продаются в магазинах). Они очень полезны для развития речи в таком возрасте (от 2,5 до 4). Прослушав, смеется над юмором диалогов, потом восклицает: «Ну и придумали! Как интересно!».

И правила русского языка запоминает, играя, но очень крепко.

*

С ребенком в это время можно начинать играть в домино. Правила он улавливает быстро. Игра приносит ему радость и удовольствие.

*

Чтобы ребенок легче усвоил числа до 100, кроме той таблицы, о которой я говорила, можно использовать игру «ЛОТО». В ней па бочонках написаны числа от 1 до 99. И этими бочонками нужно прикрывать соответствующие числа на карточке, которая лежит перед ребенком. Кроме всего прочего, эта игра развивает усидчивость, наблюдательность, внимание Можно тренировать ребёнка на увеличение объема внимания, давая ему во время игры 2, 3, 4 карточки.

*

Хороша на развитие внимания в процессе обучения чтению такая игра:

Возьмите карточки с буквами (мы использовали для этого буквы от игры «Эрудит»). Часть карточек лежит буквами вверх, а часть — обратной стороной. Выложите их в ряд. Ребенок должен делать следующее: если буква открыта, он ее называет, если закрыта — считает.

Например, у вас есть ряд:

А \ * \ * \ М \ К \ * \ И \ * \ Л \ * \

Ребенок произносит:

А 1 2 М К З И 4 Л 5

После этого называет число закрытых карточек. Ряд можно удлинить, если ребенок легко справится с предыдущим заданием.

*

Хорош еще один метод счета:

Вы высыпаете ребенку 10 (или, если это для него несложно — 20) пуговиц. И говорите ему, сколько тут пуговиц. Ребенок должен, отнимая из кучки по одной пуговице, просчитать их в обратном порядке:

10  9  8  7  6  5  4  3  2  1  0

Если он считал правильно, у него в конце не останется ни одной пуговицы в этой кучке и это совпадает с числом 0, если ошибется — он это заметит в конце сам. Тогда количество пуговичек можно уменьшить до 5 или даже до 3.

*

Аналогично можно считать сразу парами: 2, 4, 6, . . или тройками: 3, 6, 9, . пятерками: 5, 10, 15, ..

Чтобы усложнить занятия, можно такой счет проводить в обратном порядке.

Придумывая задачки, используйте вначале счетный материал. И постепенно переходите на решение задач без счетного материала. Это требует определенных умственных усилий.

*

В это время начинается период игры со словами. Ребенок меняет ударения, получая любопытные фразы типа: мАшина ма-шИна, повесить замОк на зАмок. В это время хорошо почитать книгу А. Шибаева «Веселая грамматика».

Приведу несколько примеров диалогов с ребенком (2 года 6 мес.)

Увидев па подоконнике 4 цветочных горшочка с цветами, воскликнул: «Мама! Смотри! Четыре усеченных конуса! Только перевернуты».

*

Купила ребенку 2 вида винограда: круглый и «дамские пальчики» Он показывает на «дамские пальчики»: «Вот эллипсоид». А на круглый: «А это — кругоид, то есть шар».

*

Ребенок становится вежливым и всегда аргументирует своп просьбы. Речь взрослая.

«Папа! Помоги мне, пожалуйста, открыть дверь, а то у меня обе руки заняты» или «Папа! Помоги мне, пожалуйста, конструктор достать. Он тяжелый, я его уроню, и он весь высыплется».

*

Ест яблоко и рассуждает: «В яблоках много железа. Я буду есть яблоки  и буду как железный».

*

На базаре. Я: «Миша! Сколько стаканов кедровых орехов купить?».

Миша: «Четыре». Подумал и продолжает: «И еще два. Вот и будет шесть. Мы все шесть стаканов домой понесем».

* Миша сочиняет стишки:

«Миша бегает по стульям, скоро Миша упадет. А потом позвонит папа, Он с турнира к нам придет».

*

Я: «Миша! Я тебе советую: слезь со стола». Миша: «А я не советуюсь...».

Стал  сокращать речь.  Правда, это продолжалось недолго. Миша: «Мама! ПИЕ». Я: «Что это значит?». Миша: «Ну как ты не понимаешь, мама! ПИЕ — это я хочу Пить И Есть».

*

К 1 годам 7 месяцам у ребенка уже неплохо развиты мыслительные процессы.

Пример: Миша смотрит па дверь и рассуждает: «Если бы на двери была пружинка, то она бы тянула дверь и дверь бы закрывалась».

Я: «Тебе это кто объяснял?».

Миша: «Папа мне объяснял, что если к машине привязать веревку, то машину тянуть можно за веревку и машина будет ехать».

Я: «Ну и что?».

Миша: «И дверь если тянуть за пружину, она будет закрываться».

*

К этому возрасту речь развита. Предложения — сложны, лексический запас уже большой.

Миша: «Бабушка! Кстати, я хочу тебе сказать, что надо смазать дверь, а то она скрипит».

*

Ребенок ощущает себя наравне с вами, начинает ставить условия: «Я немножко порисую. Если у меня ничего не получится, то я лягу спать, а если выйдет, например, машина, то не буду спать».

*

Рассуждает, подходя к полке с игрушками: «Что у меня тут такое происходит?.. У каждого человека что-то такое происходит...».

*

Замечаю, что ребенок не любит находиться в том месте, где скопление народа. И вот подтверждение: «Одному весело, а когда много парода — мне не нравится».

Миша выбрал пластинку, сам включил проигрыватель, слушает.

Я: «Мишутка! Какой ты молодец!».

Миша: «Папа подарил тебе такого чудесного ребеночка?».

Я: «Да»

Миша: «Молодец, папа!».

Уложить спать становится все труднее. Ложиться спать не любит, предпочитая занятия — сну. Укладываю все же. Читаю на ночь «Дюймовочку».

Я: «Женщина дала колдунье 12 грошей...».

Миша: «А сколько это?».

Я: «Ну, сколько? Это как бы 12 копеек. 10 и еще две...».

Миша: «Все понятно. Читай дальше».

Я: «Потом она пошла домой...».

Миша «Как пошла?».

Я: «Пешком».

Миша: «А не поехала?».

Я: «Нет. Пешком пошла».

Миша: «Далеко?».

Я: «Нет. Р1едалеко».

Я: «Только она его посадила...».

Миша: «Как посадила?».

Я: «Сделала ямку в земле и посадила».

Миша: «Закопала?».

Я: «Да».

И т. д. и т. п.

Дочитали, наконец. Лежит, усыпает. Вдруг: «А я что-то при-

дума-а-а-л!».

Я: «Что?».

Миша: «Если построить такую высокую башню, до самого потолка, то она рассыплется...».

Я: «Почему?».

Миша: «Не знаю... Может быть, и не рассыплется...».

Помолчал, усыпая. Вдруг опять: «А я что-то придума-а-а-л!».

Я молчу

Миша: «Если разломать стенку топориком, вот так разрубить (помахал в воздухе рукой), то можно увидеть соседей».

Я: «Но ведь чтобы увидеть соседей, совсем не обязательно ломать стенку. Можно просто выйти из нашей квартиры и постучать к ним в дверь. Они откроют дверь, и ты их увидишь».

Миша: «А я так не хочу. Надо стенку прорубить...».

Опять помолчали.

*

Делали с Мишуткой печенье. Он вырезал формочками. Одна формочка упала под стол.

Миша: «Упала формочка. Как же ее поднять? Тебе придется! Мне не удастся это сделать».

*

Положил пластинку в ящик, закрыл ключом замок и говорит: «Я заключил пластинку».

*

Стоит на голове, держась руками: «А я стою на голове, как антипод!».

*

Миша: «Мне очень нравится математикой заниматься. Даже больше, чем букварем! Математика же такая интересная!».

Ежедневные занятия теперь планируются конкретнее. Приведу примеры занятий 18, 19 и 20 января. Ребенку 2 года 10 месяцев.

 

18 ЯНВАРЯ (СРЕДА)

1.  Чуковский.  «Телефон». Маршак.  «Усатый - полосатый».

2.  Моцарт. «Юпитер».

3.   Русский язык. Понятие предложения. Знак препинания — точка, которая ставится в конце предложения. Чтение предложений, используем «Букварь».

4.  Рассказ  по картинке из детской   книги  «Телефон»   с изображением Мойдодыра.

19 ЯНВАРЯ (ЧЕТВЕРГ)

1.  Умение работать с циркулем. Черчение окружностей, концентрических и нет. Понятие раствора циркуля.

2.  Изучение окружности. Окружность, центр окружности, радиус, диаметр, хорда.

3.   Рахманинов. Вариации на тему Паганини.

4.  Жуковский.  «Радуга-дуга».  Никитин.  «Русь». Чтение,  разбор, разучивание частей из «Руси».

5.   Рисование красками   Умение закрашивать окружности, которые нарисовали на занятии 1.

20 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА)

*.

1.  Барто. Чтение книжки «История на просеке». Разбор стихов, разучивание.

2.  Л.  В. Бетховен.    «Апассионата».    Обсуждение    и    беседа ПОСЛЕ прослушивания.

3.  Аппликация. Дать разноцветные полоски  бумаги шириной 1   см,   длиной  около   15  см   (не  менее 4—б  цветов);   разрезание полосок  на  квадраты   и  склеивание  из  них картинки  или  узора (исходя из возможностей воображения ребенка).

4.  Повторение нот, используя нотный стан на стене. Распевание: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ, СИ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО

Игра: «где какая нота?». Ноты располагаем произвольно на нотном стане, ребенок должен назвать их в этой последовательности. Продолжить чтение книги Н. Кончаловской «Нотная азбука».

Ребенок к 2 годам 10 месяцам любит находить закономерности во всем, любит сравнивать, искать в различных вещах и явлениях сходство.

Спустя 4 месяца работы по предыдущему плану возникает потребность пересмотреть его.

Ребенок к 2 годам 10 месяцам — 3 годам способен довольно легко обучаться по учебникам за первый класс. Поэтому включаем в занятия «Букварь» и учебник математики за 1-й класс, чтобы формально пройти эту программу. Включаем также чтение литературных произведений по книге «Хрестоматия дошкольной литературы».

Вы уже не ограничиваетесь теми книгами, которые есть дома. Вы берете книги из библиотеки.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ (с 2 лет 10 месяцев)

 

ПОНЕДЕЛЬНИК

1.  Букварь.

2.  Рисование красками.

3.  Математика (учебник за 1-й класс).

4.  «Хрестоматия».

5.  Чайковский.

ВТОРНИК

1.  Букварь.

2.  «Приключения Кубарика и Томатика».

3.  Рассказ по картинке.

4.  Маршак, Чуковский.

5.   Глинка, Визе, Римский-Корсаков.

СРЕДА

1.  Букварь.

2.  Рисование карандашами.

3.  Математика (1-й класс).

4.  Пушкин (сказки, стихи, поэмы).

5.  Моцарт, Григ, Гайдн, Шуман.

ЧЕТВЕРГ

1.  Букварь.

2.  Черчение (математические фигуры, тела).

3.  Геометрия. Можно использовать книгу «Геометрия для малышей». Можно самим проводить занятия.

4.  «Хрестоматия» (чтение).

5.  Шопен, Паганини, Рахманинов.

ПЯТНИЦА

1.  Букварь.

2.  Математика (1-й класс).

4.  Диафильмы.

3.  Чтение библиотечных книг.

5.  Бетховен.

СУББОТА

1.  Букварь.

2.  Аппликация.

3.   Прослушивание   детских  музыкально-литературных  композиций.

4.  Шахматы.

5.  Чюрленис, Бах, Шостакович.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

1.  Букварь.

2.  Математика (1-й класс).

3.  Чтение библиотечных книг.

4.  Разучивание детских стихотворений.

5.  Штраус, Вивальди, Брамс.

ЕЖЕДНЕВНО: Детские песни, танцы, ритмика.

Режим дня  (с 2 лет 10 месяцев)

7.00                                                                                                                                                                                   Подъем.

7.00— 7.15                               Зарядка.

7.15— 7.30                               Утренний туалет.

7.30— 8.00                               Завтрак.

8.30—17.00                              Детские ясли.

17.00—18.30                            Возвращение (прогулка, зимой — коньки, лыжи).

18.30—21.00                            Занятия по плану.

21.00—22.00                              Отдых.

22.00                                                                                                                                                                 Сон.

Если в ясли не идем, то после завтрака — занятия, обед, сон, полдник, прогулка.

После этого — танцы, детские песни, ритмика, игры; самостоятельные занятия — конструкторы, мозаика и т. д.

На ночь — чтение библиотечных книг, пока ребенок не уснет.

Вот и кончается период раннего детства. Начинается дошкольный возраст. Вашему ребенку исполнилось 3 года!

Вы оглянетесь назад, в прошлое: сколько работы было проделано!

И труд ваш будет оплачен: ваш ребенок стал умнее, развитие его выше среднего, он уже много знает и умеет. И благодарность его сгладит все ваши трудности.

Одна его фраза: «Мамочка! Как хорошо, что ты моя мамочка' Мне с тобой так интересно!» сделает вас самым счастливым человеком на свете!

Счастья вам и радостей материнства, дорогие женщины!

Дальнейших вам успехов! 

 

 



Используются технологии uCoz