С
ДЕСЯТИ МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА
К
началу 10-го месяца можно ввести дополнительное занятие — по географии (по
карте).
Пример:
Я
купила карту полушарий. Повесила на стену. Ребенка карта очень заинтересовала.
Я решила этим воспользоваться. Взяла на руки, поднесла к карте. «Наша Земля —
круглая (обвела полушария). Вот суша. Твердая. По ней ходят люди, ездят машины.
Коричневая, желтая. Зеленые — это леса. Много деревьев, трав. А это синее —
вода. Океаны (обвожу), моря. А вот тоненькие синие ниточки — это реки. Суши меньше,
чем воды. Пять больших континентов: Америка, Африка, Антарктида, Австралия,
Евразия. Вот Америка (обвожу всю сушу). Америка. Где Америка?».
И
ребенок тычет пальчиком и обводит за вами Америку.
То
же проделайте и с другими материками. И ребенок будет запоминать, а на ваши
вопросы: «Где Америка?», «Где Австралия?», «Где Евразия?», «Где Африка?», «Где
Антарктида?» ваш ребенок безошибочно вам все будет показывать.
Только
не нужно в один день изучать больше одного наименования.
Потом,
позже можно перейти к изучению стран, океанов, морей, рек — но позже. А пока
достаточно изучения материков (гор и низменностей на карте, заодно и цветов:
коричневый — горы, зеленый — равнины, леса, темно-коричневый — высокие горы и
т. п.).
К
10—11 месяцам ребенок, увидев карту, будет сам к ней тянуться: «Ката» и просить
вас называть детали. Тычет пальчиком в какое-то место на карте и говорит:
«атля». Вы называете что место, а ребенок дальше пошел. Уже другое место на
карте вам показывает, и опять: «атля».
Притягивает
ребенка и проигрыватель, и телевизор. И ребенок уже, указывая на них пальчиком,
просит «тил» — включи.
И
вы замечаете, что проводимых занятий ему уже мало. И вы должны пересмотреть
план.
ПЛАН
ЗАНЯТИЙ (с 10 месяцев)
1. Чтение. ежедневно
2. Музыка классическая. ежедневно
З. Эстрадная музыка (гимнастика, массаж,
элементы ритмики)
ежедневно
4. Математика и занятия по сенсорике. 3 в неделю
5. Прослушивание музыкально-литературных композиций.
2 в
неделю
6. Английский язык
(10—15-минутное прослушивание
пластинок
Диксона). 2 в неделю
И у
вас получается 4 вида занятий ежедневно плюс сюжетно-
ролевая
игра (с игрушками).
Плюс
один раз в неделю вы, исходя из ваших возможностей,
можете показывать ребенку кукольные спектакли
(«Колобок»,
«Репка»,
«Лиса и Заяц» и т. п.). Для этого на два стула вы вешаете занавес». Ребенок сидит в своей кроватке.
А вы за занавесом на полу расставляете нужные игрушки. И в ролях разыгрываете
какую-то сказку, двигая игрушки так, чтобы ребенку не было видно вас, а были
видны «зверюшки».
Занятия
по географии становятся интереснее. Ребенок уже сам тянется к картe,
говоря «калта». И, тыча пальчиком в какое-нибудь место на карте, спрашивает:
«Как? (т. е. как оно называется). Старайтесь отвечать точно Пояснения
разнообразьте. Но это пока не включается в план. Это пока как игра.
На
ночь почитайте ребенку, потом включите что-нибудь из классической музыки
(спокойное) — пусть ребенок усыпает (можно у вас на руках, можно и в кроватке,
если он захочет).
Режим
дня с 10 месяцев:
8.00—
9.00 Подъем, гимнастика,
массаж, ритмика (под
музыку) . 9.00— 9.30 Завтрак.
10.00—11.00
1-е занятие по плану (разнообразя играми).
11.00—13.00
Самостоятельные игры, сюжетно-ролевые. Если ребенок не
устал — можно
дополнительно позаниматься танцами,
ритмикой (или сон).
13.00—13.30
Обед.
14.00—16.00
Прогулка на улице (если ребенок ходит, то уже активная),
познавая окружающий
мир.
16.00—16.30
Полдник.
17.00—19.00
Беседы, игры с ребенком, вперемешку с его самостоятельной
игрой (или сон).
19.00—19.30
Ужин.
19.30—21.00
2-е занятие по плану (то, что не успели сделать утром,
закончите теперь.
Придумайте что-либо, импровизируйте).
21.00—21.30
Купание.
21.30—22.00
Ужин.
22.00 Сон.
Ребенок
уже способен более 30 минут заниматься вообще один: игры с матрешками, бочонками
и кубиками занимают его. Ребенок ставит кубик на кубик, вставляет одну матрешку
в другую, открывает и закрывает их. Матрешек ставит на кубики и т. д.
Сюжетно-ролевые
игры проводите с ребенком вместе.
Приведу
один пример такой игры:
«Машенька
усыпает, просыпается, ест, купается и снова усыпает».Куклу Машу усыпляли вместе.
Я покачаю куклу: «а-а-а-а-», Катя возьмет Машу, к животу прижмет ее, сама
качается из стороны в сторону и тоже поет: «а-а-а». Потом отдаст Машу мне и
внимательно смотрит, что я с ней делать буду. Опять забирает ее и пытается
повторить все мои действия. Усыпили.
Маша
проснулась, ее умыли и начали кормить. Кормила Катя так: вначале упорно садила
куклу в тарелку, но у неё не получилось. Отшвырнула куклу на пол. Потом, после
моего показа, взяла ложку; постучит ложкой по тарелке, потом в кружку ткнет,
будто что-то там набирает. Потом тычет ложкой кукле в лицо (в область рта).
Некоторое время это Катю забавляло. Когда надоело — она опять отшвырнула куклу
на пол.
Купала
Катя куклу в большой ванне. Швырнула в воду, а сама начала с водой играть.
Потом схватила Машу за голову и начала бить ею по воде.
Усыпляла
Машу я сама. Катя — наблюдала.
Вся
эта игра, естественно, сопровождалась объяснениями, показами, песнями,
прибаутками, но она затянулась.
Мне
хотелось вначале показать весь процесс в комплексе, а затем, в последующие дни,
поделить эту игру на части: ест... купается... усыпает... И посмотреть разницу
между первой общей игрой и второй.
И
разница оказалась огромной! Больше деталей, разнообразнее и правдивее весь
процесс.
Таких
игр можно придумать массу.
Занятия
по математике слегка изменились. Можно уже изучать счет до трех.
Ребенок
строит из кубиков башенки (три кубика пластмассовые, разноцветные. Вы ему
подсказываете: один кубик, два кубика, три кубика (называете цвета). Один кубик
убираете и даете ребенку детскую пирамидку с кольцами (там три кольца и
вершинка). Он ставит пирамидку на два кубика сверху. Вы говорите: «Один кубик
убрали. Поставили одну пирамидку. Теперь два кубика, одна пирамидка».
Затем
работаем с пирамидкой. Снимаю с нее все кольца, называя цвета. И прошу ребенка
надеть красное кольцо, затем синее, затем желтое. Три кольца.
И
дальше в том же духе.
В
этот день слушаем сказку «Три поросенка» и стараемся все считать.
Считаем
и за едой. Одна ложка у ребенка, одна ложка у меня. Собираю ложки вместе — две
ложки. Потом беру еще одну: три ложки. И в таком же духе дальше. Изучаем понятие «больше -
меньше». Одна ложка — меньше чем две ложки... Два кубика — больше чем один
кубик...
К И
месяцам танцует ребенок под музыку (приседая и шагая) уже за руки с вами. Вы
приседаете под музыку с поворотами и притопываниями. И ребенок старается делать
то же самое. Если у него не получается в такт, возьмите его на руки, и
приседайте с ним под музыку, попрыгайте, покрутитесь. Затем снова поставьте его
на пол. Пусть теперь он сам будет в такт двигаться. Если это делать, ребёнок в
конце концов тоже начинает двигаться в такт, понимая, что от него хотят.
Нужно
покупать разнообразный строительный материал. С его помощью разнообразьте
занятия по математике.
Ребенок
уже знает 5 -6 видов цвета: желтый, красный, зеленый, синий, черный, белый. И
на вашу просьбу из множества разноцветных (пуговичек, кубиков, тряпочек и т.
д.) дать вам предмет определенного цвета — безошибочно выполняет ее.
К
одному году речь его развивается. Говорит много. Что-то вы понимаете, но еще
много слов, которые вы не успели расшифровать. Запишите в дневнике его
словарный запас с переводом на взрослый язык. Это облегчит ваше общение.
И
не забудьте в год сфотографировать ребенка в фотографии.
Если
вы умеете фотографировать — это удобно для вас тем, что вы можете всегда
держать под рукой фотоаппарат и интересные моменты запечатлевать: первый раз
ребенок держит чашку, ложку, первый раз встал на ножки, ваш поход с ним
куда-нибудь (здесь будет уже серия снимков).
Затем
эти фотографии я вклеивала в обычные альбомы для рисования и делала под ними
нужные записи. Это память. И для вас, и для ребенка. Когда он подрастет — ему
будет очень интересно их смотреть.
Прожит
самый первый год. Ребенок много познал, много умеет. Но останавливаться нельзя.
Развитие нужно продолжать. И чем дальше, тем разнообразнее, сложнее и
интереснее становятся занятия.