С ШЕСТИ ДО ДЕСЯТИ МЕСЯЦЕВ

 

Прошло время. Ребенку шесть месяцев. Необходим новый план занятий, т. к. предыдущий уже устарел.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ (с 6 месяцев)

 

ПОНЕДЕЛЬНИК: Музыка классическая.

Бах, Шопен, Чайковский, Паганини, Моцарт, Вивальди, Григ, Бетховен, Рахманинов, Штраус.

Перед прослушиванием произведения нужно четко говорить его название и композитора.

Например:

Людвиг Ван Бетховен, «Лунная соната».

Потом слушать с ребенком. Можно даже самой потанцевать под эту музыку, чтобы ребенок мог посмотреть и послушать. Можно, взяв ребенка на руки, потанцевать с ним. Можно просто слушать. Если ребенок устанет — поменяйте музыкальное произведение (иногда и не дослушав). Главное, чтобы ребенку была интересна эта музыка. При этом снова нужно четко сказать название и автора музыкального произведения: Петр Ильич Чайковский, «Меланхолическая серенада».

Можно придумать различные варианты этого занятия.

ВТОРНИК: Развитие речи — чтение стихов.

Это занятие проводится следующим образом. Садите ребенка па колени, в руки берете книгу (лучше, если с яркими картинками). Стихи Маршака, Чуковского, Барто, сказки Пушкина, Благинской и т. п.

Читая книгу, указывайте ребенку па ту картинку, о которой идет речь. Но вначале нужно прочитать стихи. После этого рассмотрите картинку вместе с ребенком, покажите ему детали рисунка, называйте вслух то, что показываете. Потом просите ребенка показать вам на картинке то, что вы называете. И если он не устанет — прочтите все еще раз. Возможно, что ребенок по ходу чтения будет вам показывать то, что вы читаете.

СРЕДА: Развитие элементарных представлений: цвет, форма, ориентировка в пространстве.

Плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, параллелограмм, ромб, эллипс можно вырезать из плотного картона и раскрасить: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый.

Объемные фигуры: шар, цилиндр, конус, куб, пирамида. Можно сказать, что шар круглый, его можно катать. Показать, как шар катится по наклонной плоскости, пусть ребенок сам покатает шар   (мяч).

ЧЕТВЕРГ:    Прослушивание    музыкально-литературных    произведений.

Это детские пластинки. Их много продается: «Приключения Буратино», «Три поросенка», «Дюймовочка» и т. д.

Посадите ребенка на колени или возьмите его на руки, подсядьте к проигрывателю, пусть ребенок не только слушает, пусть посмотрит, как крутится пластинка. К музыке, песням он уже привык, а вот когда он услышит речь — он будет удивлен. Конечно, он многого еще не поймет. Но будет слушать и запоминать какие-то фразы, потом, когда он начнет разговаривать, он будет и сам грамотно строить свою речь. Оттуда, из подсознания, он будет извлекать давно слышанные слова, вспоминать, когда, каким топом они говорились... Позже «вдруг» окажется, что у вашего ребенка «чутье к русскому языку» (это мне говорили учителя моих детей в школе).

В школе у вашего ребенка не будет проблем с русским языком. Речь будет грамотной, лексический запас — огромным.

Позже, когда ребенок подрастет, он будет слушать уже сам, в процессе какой-либо другой деятельности — когда будет шить, вышивать, вырезать, рисовать, усыпать и т. п. Ведь не всегда вы сможете на ночь прочитать ему книжку. Иногда сможете заменить свое чтение прослушиванием музыкально-литературных композиций, полюбившихся ребенку. Ведь известно, что дети любят по нескольку раз слушать понравившиеся им сказки.

ПЯТНИЦА: Чтение стихов — развитие речи.

Это занятие отличается от занятия вторника тем, что главное здесь — чтение стихов. Причем стихи самые разнообразные: Есенин, Лермонтов, Пушкин, Омар Хайям, Микеланджело, Байрон, Никитин, Ершов, Михалков, Языков.

В   общем, стихи взрослые, из зарубежной и русской поэзии. Без пояснений   Просто читайте, держа ребенка на ручках, поглаживая его или покачиваясь в такт ритму стиха.  Главное — подбирайте стихи с хорошей рифмой и мелодичные. Следите за своей дикцией. Старайтесь читать с выражением. Ребенок должен почувствовать музыку стиха.

 СУББОТА: Просмотр диафильмов.

Диафильмы можно выписать наложенным платежом ещё тогда, когда ребенок родился. Так, чтобы к шести месяцам они у вас уже были.

Начинать лучше с наиболее доступных для детей: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Два жадных медвежонка» и т. п.

Есть и более новые диафильмы. Смотрите, думайте, наблюдайте за ребенком: что ему нравится, что подойдет. И, конечно, как всегда, нужно ему сказать название: «Посмотрим диафильм «Колобок».

Можно   поднести   ребенка   к  изображению,   показать   ему и Зайчика,  и Лису и т. д.  Назвать их:  серенький Зайчик, рыжая, оранжевая Лиса, круглый Колобок, как шар, как мяч. Напомнить ему, как он сам катал мяч... ВОСКРЕСЕНЬЕ: Музыка народная, романсы.

У меня есть пластинки с песнями в исполнении Руслановой, Зыкиной, Воронец. Романсы в исполнении Пономаревой, Каревой, Шаляпина. Народные цыганские песни. Их я и крутила. Кое-где подпевала, и ребенок тоже начинал подпевать «а-а-а-...», пытаясь вести мотив. Что я запоминала, то пыталась петь, усыпляя его в этот день.

При этом ЕЖЕДНЕВНО:

1.  Прогулка на улице более двух часов.

2.  Ритмика, танцы, массаж  (под музыку)  не менее двух раз в день, во время занятия «Гимнастика».

3.  Купание (через день).

4.  Беседы   с  ребенком   по   изучению   окружающего   мира,   а

именно:

холодный — горячий — теплый

жидкое — твердое — газообразное

слева — справа

сзади — спереди

деревья (тополь, береза...)

цветы (роза, ромашка, гвоздика...)

посуда (тарелка, кастрюля, ложка...)

мебель (стул, стол, диван, шкаф...) и так далее.

Например: снег белый, холодный; трава зеленая, мягкая, живая, она растет, желтеет, сохнет...

И так обо всем, что видит ребенок.

И не просто: «Смотри — машина», а, к примеру: «Смотри — машина едет. Она песок везет. Его копают далеко, на машину грузят, насыпают. Машина повезла песок на стройку. Там дом строят. Песок смешают с цементом и сделают фундамент (показать фундамент дома). Очень прочный, на нем весь дом стоит. Вот так машина! Песок возит. А вон машина — легковая. Людей везет: девочку и мужчину. Они, наверное, домой едут. В гости ходили, играли там, теперь домой к маме едут...».

В общем, нельзя просто констатировать факт: «Смотри... это… ».  Нужно обязательно придумать маленький сюжет по этому поводу, чтобы были причинно-следственные связи.

Говорят, что эти связи ребенок начинает постигать к пяти годам. Ничего подобного!

К полутора-двум годам дети уже не только постигали, но и сами замечали и говорили об этом. И рассуждения строят с учетом этих связей, и пытаются прогнозировать, какие события или действия последуют из настоящих.

А закладываются эти способности в раннем-раннем возрасте. «Чем раньше начинать — тем раньше и успеха ждать» — так пишет Катя в одном из своих стихотворений.

Вот такой приблизительный план занятий с ребенком шести месяцев. Иногда мы его выполняли слабее, иногда перепрыгивали выше. Это зависит и от вашего настроения, и от состояния ребенка, от его возможности постигать то, что он изучает.

Режим дня с шести месяцев

8.00                  Подъем.

8.00— 8.30      Кормление.

8.30— 9.30      Занятия по плану.

9.30—10.00      Гимнастика, массаж.

10.00—12.00      Сон.

12.00—12.30      Кормление.

12.30—14.30      Сон на свежем воздухе.

14.30—16.00      Игры, ритмика, танцы.

16.00—16.30      Кормление.

16.30—18.00      Беседа   по   изучению    окружающего    мира    (прогулка)

18.00—20.00      Сон

20.00-20.30      Кормление.

20.30—22.00       Игры, дополнительные занятия (английский).

22.00-22.30                  Купание.

22.30—23.00       Кормление.

23.00                 Сон.

      К 7—8 месяцам ребенок уже сам начинает исследовать окружающий его мир, пытается устанавливать какие-то закономерности. Во всяком случае, мы, взрослые, можем уже это заметить, хотя, скорее всего, многое можно было заметить и раньше.

Пример:

Ребенок сидит на детском стульчике. На чуть наклоненной подставке дчя тарелки лежат крошки от сухарей. Ребенок случайно стукнул ручкой по этой подставке. Крошки слегка сдвинулись по наклону. Ребенок это заметил. Ударяет ручкой еще и еще. И наблюдает за крошками. Потом ребенок берет в руку ложку и начинает колотить по подставке ложкой. Крошки скатились в щель. Ребенок их оттуда старательно выколупывает па поверхность и снова бьет ложкой по столу, глядя, как они скатываются.

Первое исследование! А сколько еще будет!

Заметьте —  помогите, поддержите в ребенке эту искорку!

Попробуйте разнообразить его исследования, но не навязывайте ему их, чтобы не отбить интерес.

Обратная связь Ребенок — Взрослый укрепляется. Малыш уже способен сообщать вам свои желания.

Пример:

Ребенок играет и вдруг говорит, глядя вам в глаза: «ам...ам» («ам» — это пустышка с медом). Потом хватает вас за волосы и, раскачивая вашу голову, поет: «а—а—а—а» (означает — спать хочу). И вы дадите ребенку пустышку, положите его в кроватку, и он сразу же уснет.

Будьте внимательны, старайтесь понимать ребенка.

К 8—9 месяцам ребенку можно начинать давать игрушки с мелкими деталями: мозаики магнитные и вставляющиеся в отверстия. Можно показать, как из них что-то составлять, называя цвета. Затем дать ребенку поиграть с ней самостоятельно, наблюдая, чтобы он не тянул детали в рот.

Полезны игры с матрешками. Старайтесь покупать те, что открываются легко.

Можно играть с пирамидками, кубиками (лучше пластмассовыми) .

Но вначале сами «поиграйте» с ним, называя цвет, форму. А потом дайте ему самому проявлять свою творческую фантазию. К девяти месяцам ваш ребенок уже сможет по вашей просьбе из множества деталей мозаики выбирать и давать вам нужную по цвету: красную, синюю, белую, желтую, зеленую.

 

 



Используются технологии uCoz