ОТ
ТРЕХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ
С
трех месяцев режим дня немного меняется:
6.00 Подъем.
6.00—
6.30 Кормление.
6.30—10.00 Сон.
10.00—10.30 Умывание, гимнастика,
Массаж.
10.30—11.00 Кормление.
11.00—11.30 Занятия по плану.
15
11.30 Смородиновый сок.
11.30—13.00 Сон.
13.00—13.30 Умывание, кормление.
13.30—16.00 Прогулка на улице (сон).
16.00—17.00 Умывание, кормление.
17.00—18.00 Игры, беседы (дополнительные занятия по плану).
18.00 Яблоки, яблочный сок.
18.00—20.00 Сон.
20.00—20.30 Умывание, кормление.
20.30—21.00 Самостоятельные занятия с игрушками
(начинайте).
21.00—23.00 Сон.
23.00—23.15 Воздушные ванны, гимнастика,
массаж.
23.15—23.35 Купание.
23.35—24.00 Яичный желток, кормление.
24.00 Сон.
В
этом возрасте ребенок уже начинает активно тянуть в рот игрушки, грызть их.
Купите удобные для этого игрушки — грибочки, кольца, зверюшек. Естественно, их
нужно тщательно промыть с мылом и обработать кипятком.
План
занятий в основном остается тот же, но занятия углубляются, беседы становятся
разнообразнее.
Ритмика
уже другая — держать подмышки и помочь ребенку пританцовывать под музыку.
С
четырех месяцев я начала показывать диафильмы («Курочка Ряба», «Три
медведя»...).
С
этого времени начали делать
обливание (после массажа).
Ввела
САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ игру для ребенка. Для этого я подвешивала в несколько рядов на
резинках игрушки к кровати. Когда ребенок тянет «игрушку к себе — она и другие,
находящиеся на этой же резинке, приближаются и звучат (кто во что горазд). Или:
ребенок лежит на животике, а перед ним (не под головой, а чуть дальше) лежат
разные игрушки. Ребенок тянется к ним, хватает... Можно придумать разные варианты
подобных игр в том же духе.
Ребенок
нуждается в разнообразной информации. Поэтому я очень часто брала его на руки и
так, держа его на руках, делала несложные домашние дела: готовила есть
(предварительно очистив и нарезав все, что нужно), протирала пыль, убирала и т.
п. При этом пела или говорила о том, что я делаю конкретно в настоящее время.
Когда
ребенок научился сидеть, я садила его на детский стульчик и делала все при нем,
поясняя свои действия. Это, по-моему, полезно для малыша, т. к. при этом
увеличивается его жизненный опыт. В подсознании фиксируются различные действия
и поясняющие их слова. Мне кажется, что держать ребенка на руках гораздо
полезнее, чем держать его в коляске или в кроватке, т. к. в этом случае, кроме
увеличения визуальной, слуховой, сенсорной (ребенку можно кое-что давать
потрогать, подержать) информации, увеличивается время контакта с матерью.
Ребенка можно при этом поласкать, погладить, снимая накопленное им напряжение,
раздражение.
Чем
больше ребенок получит в раннем детстве материнской ласки, нежности, внимания,
любви, тем более устойчивой психикой он будет обладать в своей дальнейшей
жизни.
Особенно
материнское внимание полезно, когда ребенок грустит, когда ему плохо, когда у
него что-то не получается. Ваша любовь придаст ему уверенность. Ребенок должен
знать, что на свете есть человек, который его понимает и поддерживает.
Дети,
испытывающие дефицит материнской ласки в раннем детстве, часто становятся
жестокими, конфликтными, не способными к сопереживанию. К тому же такой дефицит
оказывает отрицательное воздействие не только на психику ребенка, но и на
развитие его интеллекта, а тем более — эмоциональную сферу.
В
это время книжки читаем, уже глядя в картинки, сидя на коленях у мамы. Узнав
любимую книжку и знакомые иллюстрации, ребенок с радостью бьет ручкой по
картинке и хохочет. При чтении — замолкает, прислушивается, о чем ему там
читают?
Можно,
открыв картинку, спрашивать: «Где машина? Где собачка?» — возможно, что ребенок
вам покажет на картинке то, что вы просите. В 4—5 месяцев это уже вполне
реальная обратная связь типа РЕБЕНОК — ВЗРОСЛЫЙ.
Режим
дня с четырех месяцев:
8.00 Подъем.
8.00—
8.30 Кормление.
8.30—
9.00 Беседа,
общение.
9.15—10.00 Воздушные ванны, гимнастика,
массаж.
10.00—12.00 Сон.
12.00—12.30 Кормление.
12.30—14.00 Занятия по плану.
14.00—16.00 Сон на свежем воздухе.
16.00—16.30 Кормление.
16.30—17.00 Самостоятельные игры.
17.00—20.00 Сон на свежем воздухе
20.00—20.30 Кормление.
20.30—21.00 Игры (спокойные).
21.00—22.00 Сон.
17
22.00—23.00 Воздушные ванны, гимнастика,
массаж, купание.
23.00—23.30 Кормление.
23.30—24.00 Музыка классическая.
24.00 Сон.
Теперь
обратная связь усиливается. Ребенок, когда хочет есть, говорит: «ам, ам». Когда
плачет, жалобно повторяет: «ма—ма». Усыпая, начинает сам себе петь «а—а—а—а».
Музыкальный
репертуар расширяется. Сюда уже входят и народная музыка, и романсы.
Книги
ребенок слушает внимательно, сидя на коленях у мамы. Трогает ручкой картинки.
Можно
давать послушать и посмотреть телевизионную передачу «английский язык» (из
«Детского часа»). Слушая и смотря по телевизору концерт, ребенок может начать
подпевать. Без слов, выводя лишь мелодию. Поддержите его, пойте вместе с ним,
взяв его на руки и покачиваясь в такт, или поставьте его на ножки, чтобы он
смотрел и «прыгал».
Будьте
более внимательны теперь не только к своей речи, но и к своим действиям —
ребенок начинает учиться у вас, копируя ваши действия.
Пример:
Вы
пьете чай, ребенок тянется к вам ручками. Налейте ему чай в чашку. Дайте,
придерживая. Ребенок смотрит на вас и пытается копировать ваши движения. У него
не получилось. Он снова внимательно смотрит на вас, изучая ваши движения, и
вот, наконец, у него что-то получается!
И
так во всем.
Действия
ребенка становятся все более разумными, поведение — все более осознанным. Часто
у вас начинает возникать ощущение, что ребенок думает, сопоставляет какие-то
факты и делает какие-то свои выводы.
Появляются
в поведении и хитринки: поела картошку немного и отвернулась. «Катя, на
картошку». — Катя сидит, как будто ничего не слышит, продолжает смотреть в
сторону, в окно. «Катя на яблочко», — головку сразу повернула, ротик раскрыла.
Ждет, когда ей яблочко дадут.
Уже
услышав музыку, ребенок сам начинает раскачиваться в такт или прыгать на
ножках, хохотать, петь.