Глава   2.  ОТ НУЛЯ ДО ОДНОГО ГОДА

 

ДО ТРЕХ МЕСЯЦЕВ

Итак — позади роды...

Сегодня ваш ребенок впервые оказался дома. Вы только что познакомили его с близкими.

Еда... Сон... Все это как обычно. Но уже с первых минут ребенок должен почувствовать, что он — дома. Включите нежную, мелодичную, спокойную, тихую музыку. Моцарт, Вивальди, Штраус, Чайковский (размышления, меланхолическая серенада) и т. п. Пусть он слушает, пока бодрствует, пока его пеленают.

Отпустите ему ручки. Не кутайте их в пеленки. Пусть он развивается. Известно, что движения пальцев (особенно мелкие) способствуют развитию интеллекта. Дети любят, когда ручки и ножки у них — свободны.

Прислушивайтесь к ребенку! Он сам вам подсказывает!

Один-два раза в день нужно делать массаж и гимнастику, спустя 30—40 минут после или за 20—30 минут до еды.

«Своевременное и правильное развитие движений находится в прямой зависимости от развития центральной нервной системы. В свою очередь, чем больше движений совершает ребенок, чем они разнообразнее, тем лучше развивается высший отдел нервной системы — кора головного мозга, регулирующая функции всех органов и систем организма» (Л. Ф. Островская, «Первый год жизни вашего ребенка», Москва, ПЕДАГОГИКА, 1983 г.).

В указанной книге на стр. 43—57 вы сможете найти комплексы упражнений и массажа для детей: 1,5—3, 3—4, 4—6, 6—9 и 9—12 месяцев. Тираж этой книги 100000 экз., так что при желании наитие ее возможно.

Теперь о литературе и поэзии.

Говорят, что детей нельзя усыплять на руках. Я делала как раз обратное. Брала сына, позже дочь на руки и когда усыпляла, то либо пела какую-нибудь песню, либо читала стихи: Чуковского, Маршака, Пушкина, Некрасова, Лермонтова и т. п. Главное, нужно при этом ходить в такт либо мелодии, либо ритма стиха. Думаю, что у ребенка при этом (еще бессознательно) развивается чувство ритма. К тому же, несмотря на то, что он не понимает смысла стихов — у него откладывается в голове правильный стиль речи, запечатлеваются в подсознании грамотно построенные фразы.

Например: (Есенин)

БЕЛАЯ (шаг) БЕРЕЗА (шаг)

ПОД МОИМ (шаг) ОКНОМ (шаг с разворотом)

ПРИНАКРЫЛАСЬ (шаг) СНЕГОМ {шаг)

СЛОВНО (шаг) СЕРЕБРОМ (шаг с разворотом) и т. д.

Если пою песню — слегка покачиваю ребенка в такт музыке, чтобы он чувствовал отличие стиха от песни.

В раннем детстве (до 1 года) лучше обходиться без прозы. И еще: когда вы что-то делаете, находитесь в поле зрения ребенка. И нужно все свои действия сопровождать словами или даже петь со словами, придумывая музыку (лучше, если мелодии будут типа народных).

Например:

Катя очень хочет кушать, Я ее сейчас возьму, Подержу ее на ручках,       Молочка ей поднесу.

Если в рифму не получается — можно петь и прозой, но тогда мелодия должна быть более нежной, мягкой, чтобы сглаживать отсутствие рифмы и нарушение ритма.

Во время занятий по развитию речи можно (оставляя ручки свободными) положить ребенка на спину, самой тоже лечь рядом на спину и открыть книжку с яркими картинками. И читать, указывая на картинки пальцем (когда речь идет о том, что там изображено).

Я так делала в первый же день, принеся ее из роддома. И следила за ее взглядом. Удивительно! Она смотрела именно на ту картинку, на которую я показывала пальцем. А ей было десять дней от роду.

Говорите с ребенком, но без сюсюканий. Не нужно говорить па машинку «би-би». Говорить нужно сразу грамотно. И пусть малыш будет с трудом выговаривать это слово, но это будет не облегченное, а обычное литературное слово. Ребенок все равно научится его правильно выговаривать, зато не придется переучивать.

     И вообще, не нужно засорять ребенку память различными промежуточными словами типа ля-ля, би-би, ам-ам, ва-ва. Давайте сразу приучать его к грамотной речи, поэтому вам необходимо будет следить и за собой, чтобы в ваших с ним разговорах вы не допускали речевого мусора.

Музыку ребенку давать слушать лучше классическую, если он спокоен, бодрствует. Можно при этом держать его на ручках или гладить, когда он в кроватке. Можно и просто сидеть рядышком и наблюдать, какое произведение ребенку нравится, а какое — нет. Я иногда включала музыку, когда дочь плакала (вроде без видимых причин), и она затихала. На лице появлялось выражение сосредоточенного внимания.

Я заметила: Вивальди, Григ, Чайковский ей нравятся. Она расслабляется, блаженствует слушая. А Паганини, Бетховен, Шопен вызывают у нее отрицательные эмоции.

Если вы включаете ритмичную эстрадную музыку, то лучше, если под эту музыку поможете ребенку «потанцевать». Положите на спинку и в такт музыке сгибайте-разгибайте, сводите-разводите ребенку ножки и ручки, а если вы будете делать массаж в это время — поглаживайте мягко, но ритмично, под музыку.

И еще одно. Известно, что иностранные языки дети лучше усваивают в более раннем детстве, поэтому я просто включала на некоторое время пластинки (уроки Диксона на английском языке или песни на английском или французском).

А можно просто взять опять же детскую книжку с картинками (на иностранном языке) и читать самой (и, конечно, следить за своим произношением).

Естественно, нужно ребенку давать разные по цвету и форме игрушки. При этом хорошо бы называть цвет и игрушку: «Красного слоненка Миша взял, какой он гладкий!.. Зеленый мячик, круглый, упругий. На, Миша, мячик! Взял. Держит Миша мячик, круглый, зеленый...».

Вот режим дня, по которому мы жили уже к одному месяцу:

6.00                      Кормление.

6.00— 8.30          Сон

8.30— 9.00          Гимнастика, массаж.

9.00                      Кормление.

9.30 – 10.00          Занятия по плану

10.00                   50гр. шиповника.

10.00- 12.00        Сон.   

12.00 – 13.00    Кормление.

13.00 – 15.00       Прогулка на улице (сон)

15.00—15.30      Кормление.

15.30—16.00      Игра с игрушками, беседа.

16.00                  50 гр. шиповника или яблоки протертые.

16.00—18.00      Сон.

18.00                 Кормление.

18.30—21.00      Сон.

21.00                 Кормление.

21.00—23.00      Сон.

23.00—23.30      Массаж, воздушные ванны, купание.

23.30—24.00      50 гр.  шиповника, игра, спокойная беседа, чтение.

24.00                 Кормление. Сон.

Режим этот не по минутам выполнялся, но такой последовательности. И любое бодрствование сопровождалось беседой, песней, играми.

Чем старше будет ребенок, тем больше время бодрствования, и (поэтому) время общения с ним увеличивается.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ  (с 2-х недель)

Понедельник    Музыка классическая.

Вторник            Развитие речи — чтение стихов.

Среда                Музыка   эстрадная       движением)    или   детские

                            пластинки.

Четверг             Английский язык (пластинки по обучению речи).

Пятница           Музыка классическая.

Суббота            Чтение стихов.

Воскресенье      Ритмика, танцы.

                                     При этом ЕЖЕДНЕВНО!!!

1.  Прогулка на улице.

2.  Массаж и гимнастика (всегда под музыку).

3.   Купание.

4.  Беседы с ребенком.

С полутора месяцев гимнастику с массажем (10 минут) делаю перед КАЖДЫМ кормлением.

Занятия — помимо основных — еще и дополнительно что-либо получается. Правда, режим не всегда удается выдержать.

Иногда провожу хронометраж дня. Фиксирую все с точностью до пяти минут. Вот хронометраж одного дня (1 месяц 14 дней).

 

ХРОНОМЕТРАЖ ДНЯ (воскресенье)

 

6.00                 Подъем, гимнастика, массаж.

6.20— 7.30      Кормление.

7.30— 9.30      Сон.

9.30—10.30      Гимнастика, массаж, РИТМИКА, эстрадная музыка (по             плану).

10.30—10.50      Кормление.

10.50—11.30      Бодрствование, игра с игрушками, беседа

11.30—13.00      Сон (на балконе).

13.00—13.10      Гимнастика, массаж.

13.10—13.25      Кормление.

13.25—14.10      Бодрствование,   чтение   книги   Жуковского «Спящая царевна».

14.10—16.30      Сон (на балконе).

16.30—16.45      Гимнастика, массаж.

16.45—17.05      Кормление.

17.05—18.45      Игры, музыка — романсы, песни.

18.45—20.00      Сон (на балконе).

20.00—20.10      Массаж

20.10-20.30      Кормление.

20.30—21.00      Бодрствование (с игрушками).

21.00-23.00      Сон.

23.00—23.10      Гимнастика, массаж.

23.10-23.20      Купание.

23.20—24.00      Кормление, усыпление.

24.00                 Сон.

И еще о чем нужно помнить — фотографии. Любительские, сделанные родителями, естественно, интересны, но я взяла за правило: один раз в год обязательно фотографировать детей в фотографии! Тогда, установленные в ряд, они дадут вам полную картину того, как менялся ребенок, что нового в лице, в выражении глаз, как он рос.

 

 



Используются технологии uCoz