Глава 1.
НА ПУТИ К РОЖДЕНИЮ
Современные педагоги и психологи уверенно
заявляют, что самый важный период в РАЗВИТИИ ребенка — это возраст от рождения
до трех лет. Но мне бы хотелось добавить, что (я исхожу из своего личного
опыта) ошибался тот мудрец из известной всем притчи, который сказал женщине,
что она опоздала с началом воспитания ребенка ровно на тот срок, сколько ее
шестимесячный ребенок уже прожил. Я уверена, она опоздала еще больше. Ещё на 9
месяцев, когда ее ребенок и она составляли единое целое.
В
книге «Жизнь до рождения» Аркадия Исааковича Брусиловского (доктора медицинских
наук, заведующего кафедрой гистологии и эмбриологии Крымского медицинского
института), вышедшей в издательстве «Знание» в 1991 году, на стр. 104—111
приводятся потрясающие примеры. Поскольку вряд ли все желающие смогут
приобрести эту книгу, я приведу несколько примеров.
«Английским
ученым с помощью чувствительного микрофона удалось доказать, что извне в матку
проникает много звуков.
Недавно
на Западе была издана книга американского ученого Т. Верни «Скрытая жизнь
ребенка до его рождения», отрывок из которого опубликовала «Литературная
газета» 2.06 82 г. В этой книге профессор Г. Верни утверждает, что личность
человека формируется задолго до его появления на свет. Мысли, переживания,
ощущения его матери передаются ребенку. Он не только чутко воспринимает их, но
и запоминает. Эти впечатления определяют потом его характер, поведение, степень
психического здоровья».
(стр.
105).
В
возрасте семи недель зародыш человека имеет все составные части глаза. К этому
же времени у пего развиваются уши. Сначала появляются слуховые пузырьки, затем
все компоненты наружного, среднего и внутреннего уха. После этого плод не
только воспринимает звуки, но и отвечает на них толчками в переднюю стенку
живота матери», (стр. 108).
«Счастлив
рожденный в любви» — к этому заключению пришли специалисты из восьми стран
Европы, Азии и Америки, собравшиеся несколько лет назад на первое
координационное совещание, проведенное всемирной организацией здравоохранения
при участии международного фонда Менарини. Были обсуждены взаимосвязанные
проблемы раннего развития мозга, внешней сферы и психического здоровья.
Специалисты приводили много доказательств, убеждающих в том, что новорожденный
имеет немалый жизненный опыт и знает достаточно много. Во всяком случае, от
него невозможно скрыть даже до рождения, любят его или нет. Строгие научные
доказательства подтверждают, что если будущий ребенок нежелателен для матери и
она в период беременности озлоблена и раздражена, то ее негативизм чувствует
плод. Образующиеся в организме женщины гормоны оказываю непредсказуемое влияние
на еще не родившегося ребенка. Будущий новорожденный должен стать смыслом жизни
женщины.
Сейчас
ученым хорошо известно, что основные характеристики мозга зависят не только от
наследственности, но и от КАЧЕСТВА контактов младенца со средой. Внешние
воздействия, особенно положительные, крайне важны в период внутриутробного
развития и первого года жизни», (стр. 109).
Мне
часто задают вопрос: «А не кажется вам, что вы лишаете своих детей детства?».
Что я при этом чувствую? Я объясню. Представьте себе человека, который бы задал
вам такой вопрос: «А не кажется ли вам, что Земля все-таки плоская и стоит на
трех слонах?». Что бы вы почувствовали? На мой взгляд, вопросы эти одинаковы.
Сейчас
врачи постоянно говорят, что купание новорожденного в холодной купели
(крещение) — оправданный акт, что это позволяет включить защитные силы детского
организма, начинающие активно работать в этой стрессовой для ребенка ситуации.
Но
еще пока, к сожалению, не говорят психологи, что если «окунуть» новорожденного
в «купель» мощного информационного потока, то у него начинают работать клетки
мозга, оставшиеся бездеятельными при обычном, стандартном развитии детей. Они
не включаются и без тренировки, за ненадобностью — увядают, так и не начав свою
деятельность.
Конечно,
это очень тяжело — после родов, не восстановив еще свои силы, работать с
ребенком над развитием его интеллекта,
когда и кроме того масса работы. Но если вы решили стать матерью, помните:
чтобы в будущем ваш ребенок был интеллектуально и эмоционально развит, вы
ОБЯЗАНЫ забыть о себе на некоторое время.
Теперь,
когда ребенок родился, весь ваш мир, единственное важное для вас — это ОН, ваш
малыш. И все ваши мысли, вся ваша энергия должны быть направлены на него.
Потом, когда он начнет проявлять самостоятельность в познании мира, вы тоже
обязаны быть рядом на первых порах, но тогда вы начнете возвращаться к своей
жизни, тогда вы можете начинать вспоминать и о других своих интересах в этой
жизни.
А
пока, как бы вы себя ни чувствовали, что бы вам ни хотелось делать — забудьте
все. Занимайтесь, играйте, беседуйте, ласкайте своего малыша. У него все
откладывается в подсознании в раннем возрасте: и правильная, грамотная речь, и
музыкальные фразы, и любая другая информация. Особенно до года. Чем больше вы
ему дадите — тем больше будет развит его мозг.
А
ваша любовь, ласка, доброта по отношению к нему — это эмоциональное богатство,
которое позволит ему тонко чувствовать, быть добрым и милосердным но отношению
к окружающим.
Жизнь
его будет ярче, богаче.
Даже
в школе, где обычно дети нервничают, боятся отвечать у доски, боятся
контрольных, экзаменов, ваш ребенок будет спокоен и уверен в себе. А экзамены
будут радовать его возможностью высказаться, а не пугать.
...Ребенок
уже в период внутриутробного развития нуждается в общении с родителями.
Если
будущая мать, гладя будущего ребенка, говорит ему ласковые, добрые слова о том,
как ждет его появления — этим она закладывает здоровую психику ребенку. И если
она хочет, чтобы духовный мир ребенка был богат — она, не дожидаясь его
рождения, будет помогать ему.
Необходимо
слушать музыку (лучше классическую, форте: пиано, орган) для
развития музыкальных способностей.
Нужно
(хотя бы слегка) танцевать под красивую ритмическую музыку, для развития
чувства ритма.
Нужно
читать вслух стихи — для развития речи и чувства рифмы у будущего ребенка.
Нужно
посещать художественные выставки — получая наслаждение от изобразительного
искусства.
Диапазон
широк. Нужно только все делать с удовольствием, чтобы ваше эмоциональное
состояние передавалось ребенку. И прислушиваться к себе внимательно. Я
уверена—существует и обратная связь между вашим ребенком и вами. Ловите свои
желания (я не имею в виду, что вам вдруг_ захочется соленой селедки).
Я
имею в виду ваши неожиданные стремления к творчеству, пусть даже совершенно
чуждому вам.
Например,
рисовать я никогда не любила и не умела, а во время беременности у меня вдруг
появилось устойчивое стремление к рисованию. Причем хотелось изображать все в
движении, в полете. И я рисовала, купив краски. Для меня эти рисунки были
довольно интересными. Так я никогда не рисовала ни до, ни после этого.
Писала
стихи.
Испытывала
огромное удовольствие слушая музыку, даже пела какие-то свои мотивы, которые
рождались где-то внутри меня.
Возможно,
это была обратная связь с будущей дочерью?
Конечно,
это все требует изучения и исследования, но хуже вашему ребенку от всего этого
не будет. Ему может быть только лучше!
И
еще: если у вас есть крупные недостатки — старайтесь избавиться от них, чтобы
не «заразить» своего ребенка бациллами зла, зависти, равнодушия и т. п.
Развивайте сначала в себе, а потом, после рождения, и в ребенке способность к
сопереживанию. И вы избавитесь сами и избавите свое чадо от многих проблем,
связанных, в частности, с подростковым периодом, когда дети могут потянуться к
криминогенной среде.
Проекция
чужой боли на себя развивается в ребенке через сказки, стихи, ваши беседы, в
которых вы объясните ему мысли и чувства другого человека, его боль и радость.
Это избавит его от жестокости, черствости, а следовательно, поможет
формированию доброго отношения к нему окружающих его людей в будущем.
Полезно
начать вести дневник еще до рождения ребенка, описывая все, что его касается: и
физическое состояние, и питание, и первые ваши контакты с ребенком, и то, что
вы конкретно делали для его развития. Дневники будут вам помощником не только в
воспитании этого, но и следующего ребенка. Так вы сможете избежать повторения
ошибок, если увидите по записям (которые иногда нужно перечитывать), что
определенные ваши действия ведут к нежелательным результатам.
Так
вы сможете не пропустить то удачное (часто это бывает случайно), что дает
положительные результаты в воспитании.
В
дневниках стоит записывать не только текущие события, но и планы ежедневной
работы с ребенком (по развитию интеллектуальной и духовной сферы), и результаты
работы по этому плану; а также анализ, обобщения как вашей работы, так и
развития дочери или сына, ваши размышления, ваше беспокойство по поводу
каких-то нежелательных тенденций, развивающихся в ребенке.
Нельзя
бездумно растить детей. Нужно учиться этому искусству, если вы действительно
любящая мать и вам дорог будущий ребенок.
Помогите
ему стать умным, талантливым, любящим и любимым.
Трудные,
жестокие дети — это порождение ленивых и эгоистичных родителей, которые не
желают шевелить мозгами, чтобы воспитать талантливого, прекрасного человека.
Даже
садовнику, чтобы вырастить цветок, нужны знания, нужно терпение, нужно трудолюбие.
А вам природой дано право развивать новую, рожденную вами душу.
Не
ленитесь! Вы ответственны за то, какой она будет.
Судьба
вашего ребенка в ваших руках.
Вы
будете виновны в его несчастьях.
Ваша
заслуга, если он будет счастлив.