Марксистско-ленинская
диалектика учит, что не следует ничего абсолютизировать, так как
предпочтительность объекта О, как правило, явление временное,
т.е. свойственное определённому времени, по прошествии которого
предпочтительность объекта О сменяется предпочтительностью нового
объекта О1 , в чём и осуществляется принцип развития,
движения. Поэтому в диалектике не
должно быть места никакой всевременной абсолютизации. Но в то же время
марксизм-ленинизм абсолютизировал понятие борьбы и единства
противоположностей как
источника движения и развития.
Диалектический
принцип всесторонности рассмотрения исследуемого объекта говорит о том, что абсолютизация одной из сторон
объекта ведёт к искажённому его пониманию. Вспомним, например, известный
анекдот о том, как три слепых объясняли друг другу, что такое слон, после того
как первый ощупал хвост, второй – ногу, а третий – хобот слона. Чтобы не
уподобляться этим слепым, постараемся понять, что:
1.
кроме
борьбы и единства, существует, по крайней мере, такая форма, как
безотносительное друг другу параллельное сосуществование
2.
кроме
борьбы и единства противоположностей, которое очень подробно рассматривается в
марксистско-ленинской диалектике, существует и другая, не менее важная сторона борьбы и единства – борьба и
единство однородностей.
Рассмотрим табличку:
|
противоположности |
однородности |
борьба |
А11 |
А12
|
единство |
А21 |
А22 |
Величины А11 и А21 – борьба и
единство противоположностей – подробно рассматриваются марксизмом-ленинизмом,
поэтому здесь мы рассмотрим только А12 и А22 .
Итак,
А12 – борьба однородностей, на которой основывается весь
естественный отбор в животном мире и конкурентная борьба в человеческом
обществе, то есть важнейшие биосоциальные процессы. Здесь имеется в виду
множество однородных элементов, из которых осуществляется выбор на основании
предпочтения одних перед другими, подобными им (однородными). Значение этого
вида борьбы для эволюции трудно переоценить.
А22
– единство однородностей, на котором основаны важнейшие природные процессы,
например:
1.
появление
вещества путём объединения однородных молекул, и т.п.
2.
выживание
биологических видов путём объединения их в группы
3.
объединение
однородных по генным признакам людей в расы, в нации
4.
объединение
однородных по духовно-религиозным признакам людей в единоверцев, и т.п.
Не менее важными являются процессы борьбы
объединённых однородностей с противоположностями, победа над которыми
начинается с единения (по какому-либо признаку) однородностей. Примером этому
могут служить командные соревнования, национальная борьба, отечественная война
и т.д. Поэтому нельзя говорить лишь о борьбе и единстве противоположностей, не
говоря о не менее важных борьбе и единстве однородностей, которые играют
огромную роль в движении материи и сознания. Классовый подход, применяемый
марксизмом-ленинизмом, дифференцирует общество на классы, т.е. объединяет
элементы общества в социальные группы по определённому признаку. Сплочение
класса пролетариата, объединение коммунистических сил – также есть единство
подобий, т.е. единство идейно близких людей для борьбы с противоположностью –
эксплуататорами.
Но если этот вопрос
рассмотреть глубже, то мы увидим, что и сами понятия противоположности и
однородности не абсолютны, а условны, субъективны, как и все другие понятия,
построенные человеческим сознанием. Ведь противоположность качеств утверждает
субъект, следовательно, выбор этих противоположностей зависят от сознания
выбирающего их субъекта. Марксистско-ленинская диалектика утверждает, что
каждый объект есть единение противоположностей, и что при исследовании – его
можно разделить на эти противоположности. Но коль каждое свойство существует в
объекте вместе со своей противоположностью, то, следовательно, не существует
однозначности объектов, т.е. можно сказать, что каждому материальному присуще
духовное, а каждому духовному – материальное. Тогда можно сказать, что материя
настолько же духовна, как материальна духовность. Здесь важно, насколько
разведены в объекте эти противоположности, т.е. насколько широк тот
доверительный интервал, инфимумом (inf) и супремумом (sup)
которого являются эти противоположности (см. Т.М. Приходовская «Аксиомы бытия»).
Интервальность свойств и признаков объектов бытия – есть одна из аксиом, на
которых строится мир. И в мире этом имеет место и борьба, и единство (и
противоположностей, и однородностей), и независимое параллельное бытие, и
сосуществование в разных плоскостях или пространствах и т.п. …
Поэтому, схематизируя,
систематизируя явления и процессы сущего, всегда следует иметь в виду
вариативность, условность подобной
схематизации, а не абсолютизировать её.