Т. М. Приходовская
ЕЩЁ РАЗ О КОММУНИЗМЕ
ГЛАВА 1
О ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
В
статье доктора исторических наук, зам. министра образования РФ Пыжикова А.В.
«Истоки доктрины строительства коммунизма в СССР», опубликованной в журнале
«Вестник РАН» в марте 2004 г. (том 74 №3 стр. 246-249), говорится:
«В идеологии советской эпохи
одной из центральных тем является вопрос о коммунистическом строительстве.
Именно здесь в обосновании движения к конечной цели общественного развития была
заложена динамика политики КПСС…»
Но
это в корне неверно!
Поскольку
идеологическим фундаментом КПСС являлась марксистско-ленинская теория, основным
принципом которой служит диалектика, то говорить о коммунизме как о «конечной
цели общественного развития» - грубейшая ошибка! Диалектика предполагает
непрерывное изменение и развитие любого существующего объекта, в том числе и
общества; следовательно, смена формаций будет происходить до тех пор, пока
существует человечество. И если цитата из статьи В.А. Пыжикова действительно
отражает реальность, а не является плодом авторской фантазии, и коммунизм действительно
понимался в КПСС как «конечная цель общественного развития», то можно сказать,
что в КПСС тогда доминировали не диалектические взгляды, а метафизические, и,
следовательно, нельзя говорить, что идеологией КПСС являлся марксизм-ленинизм.
Видимо, к тому времени марксизм-ленинизм был подменён какой-то метафизической
идеологией, и, следовательно, КПСС перестала быть партией коммунистической,
переродившись в самую заурядную группу монополистов власти, от которых
коммунисты отличаются диалектико-гуманистическим мышлением.
Социализм
обычно рассматривают как переходной период от капитализма к коммунизму, но это
локальное значение социализма. Более широкое его значение состоит в том, что он
является переходным этапом от антигуманистических формаций к гуманистическим,
первую из которых называют коммунизмом. Переход человечества через социализм
подобен переходу через нулевую точку при движении по числовой оси от
отрицательных чисел к положительным. Поэтому социализм, развивавший принцип
«всё – ВСЕМ», а не только избранным, - является по существу точкой отсчёта
социального гуманизма, включая в себя и христианские принципы любви к ближнему.
Но общество СССР, находившееся несколько десятилетий в этой точке отсчёта, так
и не сумело преодолеть этот рубеж и повернуло вспять, старательно уничтожая все
свои достижения и преимущества. Конечно, среди причин такого «отката» можно
назвать и происки врагов (они действительно были), и грубые ошибки руководства,
и отсталую собственническую идеологию и т.п. Это всё так, но это не
причинополагающие, не основные двигательные силы «отката к капитализму».
Главное, видимо – в неясности понимания цели руководством КПСС. А когда ведущий
не знает, куда вести – и ведомые утомляются от бестолкового хаотичного движения
впотьмах. Энтузиазм исчезает. Вот и автор этой статьи Пыжиков А.В. пишет, что
после смерти И.В. Сталина в руководстве партии не было единого и ясного
представления о том, как назвать то состояние общества, в котором оно
оказалось: основой социалистического общества? Социалистическим обществом?
Началом развёрнутого строительства коммунизма? Мнения по этому вопросу у
верхушки КПСС разошлись: Маленков, Молотов, Каганович, Микоян, Хрущёв не могли
выработать единое мнение. Микоян же вполне откровенно сказал: «Партия должна
была преодолеть ряд неверных представлений о переходе к коммунизму».
А было ли у партии верное
представление о самом коммунизме? Вероятно, нет. Иначе не возникало бы больших
проблем и в переходе к нему. А.В.
Пыжиков далее пишет: «Проработку курса коммунистического строительства можно
отнести к периоду подготовки и проведения XIX съезда КПСС. Практическое выдвижение такой грандиозной
задачи объективно требовало серьёзной научно-теоретической разработки путей
строительства коммунизма. Как известно, данная проблема слабо освещена в трудах
классиков марксизма-ленинизма, что диктовало необходимость уточнения инструментария
коммунистического строительства».
И
это в корне неверно, так как в трудах классиков марксизма-ленинизма сказано
достаточно много информации, с помощью которой можно построить ясную, понятную
модель общества будущего, называемого коммунистическим (т.е. первой из ряда
гуманистических формаций).
Так
как основа любого разумного действия – целеполагание, то, прежде чем искать
дорогу для движения целого общества, - необходимо уяснить себе цель, к которой
это общество должно прийти. Тогда и пути движения станут видимыми. Именно об
этом говорил В.И. Ленин: «…начиная социальные преобразования, мы должны ясно
поставить перед собой цель, к которой эти преобразования в конце концов
направлены». А цель такую классики марксизма-ленинизма в своих работах указали
довольно чётко, и это не было ни для кого секретом, об этом знал раньше каждый
школьник.
Обязательным
для коммунистического общества (указывали классики) должно быть одновременное
выполнение четырёх условий:
1. Механизация
(сейчас – автоматизация) нетворческого труда;
2. Отсутствие
товарно-денежных отношений;
3. Бесклассовое
общество;
4. Творчество
масс в обществе.
Об этом К. Маркс писал ещё в
«Критике Готской программы», я уже не говорю о всеобъемлюще-глубокой, ёмкой
фразе В.И. Ленина: «Коммунизм – это творчество масс», которая уже сама по себе
включает все четыре условия, необходимые для построения коммунизма, а значит,
является целью и указывает путь к этой цели. Ведь условия 1, 2, 3 – это
фактически средства для достижения такого состояния в обществе, когда труд всех
и каждого будет являться творческим трудом, то есть удовольствием и радостью…