ОТ ГОДА И ДЕВЯТИ МЕСЯЦЕВ ДО ДВУХ ЛЕТ

 

Режим дня с 1 года 9 месяцев:

8.00— 8.30      Подъем, зарядка, массаж.

8.30— 9.00      Завтрак.

9.00—10.00      Игры, беседы, посильный труд.

10.00—12.30      Занятия по плану.

12.30—13.00      Самостоятельные занятия.

13.00—13.30      Обед.

13.30—16.00      Сон.

16.00—17.00      Массаж, гимнастика.

17.00—17.30      Полдник.

17.30—18.00      Подготовка к прогулке.

18.00—20.30      Прогулка на улице. Беседы об окружающем мире.

21.00 – 21.30      Ужин.

21.30 – 22.00      Музыка классическая.

22.00                   Сон. Чтение на ночь.

ПРИМЕЧАНИЕ

В зависимости от погоды и времени года можно менять местами время занятий по плану (10.00— 12.30) и время прогулки (18.00—2030). Возможно, что чаще вы будете гулять с утра, а заниматься по плану вечером.

К 1 году 9 месяцам план развития усложняется. Приведу общий, а затем ежедневный.

     ПЛАН ЗАНЯТИЙ (1 год 9 месяцев)

I.Математика

1.  Счет, цифры, числа.

2.  Математические фигуры и тела; их свойства.

3.  Занятия по книге «Приключения Кубарика...».

II.  Физика

1.   Распознавание и свойства материалов:

ТВЕРДЫЕ:  стеклянный,  пластмассовый,   железный,   деревянный, ...

ЖИДКОСТИ: вода, молоко, кисель, ... ГАЗЫ: пар, воздух, ...

2.  Понятия: холодный, теплый, горячий.

3.  Звук: громко, тихо.

4.  Понятия:  твердый,  мягкий,  гибкий,  хрупкий.  Понятие деформации.

III.  Музыка

1.  Танцы под ритмичную музыку.

2.  Ритмика:   хлопать,   топать,   приседать в такт музыке, стучать палочкой по столу в такт.

3 Прослушивание классики: Чайковский, Брамс, Глинка, Визе, Бетховен, Бах, Шостакович, Вивальди, Моцарт, Паганини и т. д.

4. Изучение нотной грамоты.

IV.  Рисование

     1.   Красками

2.     Цветными карандашами.

3.    Черным пастиком (типа графики).

4.    Раскрашивание картинок «Раскрась сам».

5.    Продолжить обучение: цвет и его оттенки.

V. Литература

1.  Чтение стихов: Маршак, Чуковский, Барто, Благинина, Лермонтов, Есенин, Никитин, Пушкин и т. д.

2.  Чтение прозы: сказки, рассказы для детей.

3.  Загадки.

4.  Рассказы   по  картинкам.  Добиваться  полных,  правильных ответов. Главное — следить   за   логикой   и   последовательностью изложения.    Обратить    внимание    на правильное    произношение (дикцию).

5.  Пересказ сказок, разучивание стихов.

6.  Показ диафильмов.

7.  Показ кукольных спектаклей   (с помощью «игрушек, имеющихся у ребенка).

8.     Посещение кукольного театра.

9.    Обучение чтению.

10   Сочинение  сказок   (совместно  с  ребенком).  Методическая основа — книга   Джанни   Родари   «Грамматика   фантазии».

VI. Труд

1.  Умение работать   с   ножницами:    аппликации,    снежинки, салфетки.

2.  Пришивание пуговиц.

3   Закрепление навыков личной гигиены:    мытье рук — самостоятельное.

4.  Учить одеваться и раздеваться самостоятельно.

5.   Помощь по дому:  протирание пыли, стирка носовых платков, уборка своих игрушек на место, помощь при приготовлении пищи (работа с тестом и формочками) и т. д.

VII.  Спорт

1.  Умение владеть мячом: баскетбол, волейбол, футбол.

2.   Хоккей.

3.  Лыжи.

4.   Велосипед.

5.  Зарядка.

6.  Двухполозные коньки.

7.   Гимнастика, хореография.

8.  «Шарминтон».

VIII.  Подвижные игры

1. Прятки,    догоняшки,   игры   на   детской   площадке,   «день-ночь»,

2. Занятия — игры на спортивных снарядах (перекладина, кольца,   трапеция, тренажеры).

IX. Настольные игры

1.   Конструкторы.

2.  Мозаики.

3.  Домино (обычное или детское).

4.  Кубики, «сложи картинку».

5.  Шахматы.

6.  Лепка из пластилина.

7.  Лото.

Здесь в разделе VII — ориентация на мальчиков. С дочкой больше занималась хореографией, т. к. в мечтах и надеждах своих я хотела, чтобы она стала балериной. Это была неосуществленная мечта моего детства и юности. И мне хотелось, чтобы дочь стала балериной.  Но мечта эта не осуществилась...

И все же, хореография — растяжка ног, гибкость, чувство ритма, музыкальность — все это было основой занятий. А теперь запишем

Ежедневный план занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИК

1.  Хореография с элементами гимнастики. Пять позиций    ног с приседаниями и прочими деталями.

2.  Математика.  Цифры   и  числа,  счет.   Понятие  «больше»   и «меньше».  Использовать книгу Маршака «Веселый счет».

3.   Пение. Изучение нот (умение «тянуть» звук, использование пианино (детского).

4.  Аппликация. Умение владеть ножницами и клеем. Развитие фантазии.

5.  Музыка.  Назвать  произведение  и  автора.  Прослушивание классических музыкальных произведений (Бетховен).

6.  Литература.   Рассказ   и  беседа   по   картинке.   Ответы   на вопросы. Составление и пересказ связного текста.

7.  Диафильм (лучше перед сном).

8.  Труд. Помощь в приготовлении пищи.

9.   География. Карта мира.

ВТОРНИК

1.  Тайны. Разучивание под музыку определенных танцевальных движений и их соединение в простейший танец.

2.     Русский язык. Продолжение изучения букв. Слоговое чтение.

3.     Музыка. Прослушивание детских музыкальных произведений из набора пластинок «Дети слушают музыку». Ритмика: при-хлопывания, притопывания в такт.

4.  Рисование. Раскрашивание рисунков по книгам  «Раскрась сам» — карандашами  (развивает точность и координацию).

5.  Физика. Три состояния вещества. Переход из одного состояния в другое: таяние снега, кипение воды и т. д. Изменение температуры тел и жидкостей: холодный, теплый, горячий.

6.  Литература. Чтение стихов. Разучивание.

7.  Диафильм.

8.  Труд. Шитье на детской машинке или вышивание.

9.  Английский язык —  пластинки Диксона или прослушивание песен на английском языке.

СРЕДА

1.  Физкультура. Игры с мячом  (баскетбол, «волейбол»),

2.  Математика. Геометрия: изучение названий геометрических фигур, их свойств (угол, ребро, сторона, ...). Понятие линии (прямые,    кривые,    замкнутые,    параллельные,    перпендикулярные и изображение их с помощью трафаретов).

3.  Музыка.   Прослушивание  классических  музыкальных  произведений   (Чайковский).   Если   слушаете   музыку   из  балета,  то предварительно нужно познакомить ребенка с той сказкой, по которой  поставлен балет.  Во время  прослушивания  можно  давать пояснения, кратко напоминая сюжет.

4.   Конструирование   (по теме  или  на  свободную  тему).  Использовать   конструктор,    мозаику,    кубики...,    строительный материал.

5.  Живопись.  Используя диафильмы  по   живописи,  «Словарь юного художника», репродукции — рассказывать о картинах великих художников и скульптурах: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Чюрленис, Суриков, Репин и т. д.

6.  Литература. Работа по чистоте произношения. Специальное занятие по книге «Правильно ли говорит ваш ребенок». Отработка звуков Р, С, 3, Ш — стишки и скороговорки.

7.  Диафильм.

8.  Труд.   Протирание   пыли.   Уборка   игрушек   на   место, их мытье.

9.  Сюжетно-ролевая игра.

ЧЕТВЕРГ

1. Хореография. Пять позиций  ног, растяжка, развитие гибкости позвоночника.

2.  Русский язык. Изучение азбуки, слоговое чтение.

3.  Музыка. Римский-Корсаков, Рахманинов, Паганини.

4.  Рисование цветными карандашами   (если ребенок захочет, то по теме, выбранной вами).

5.  Настольные игры.  Шахматы   (15 минут).  Лото, кубики   (с составлением рисунка).

6.  Литература.  Чтение рассказов,  сказок,  стихов.  Ответы  на вопросы по тексту. Попытки пересказа.

7.  Диафильм.

8.  Труд. Стирка кукольного белья.

9.  Английский язык (пластинки).

ПЯТНИЦА

1.   Гимнастика.   Равновесие,   сила   рук,   ног.   Упражнения   на снарядах (тренажеры).

2.  Математика. Занятия с использованием книги «Приключения  Кубарика...».   Изучение   понятий:   налево,   направо,   больше, меньше, равно и т. д. Ориентировка в пространстве.

3.  Музыка. Моцарт, Вивальди.

4.  Труд. Лепка из пластилина: колбаски, шарики. Дальше — усложнение занятий.

5.  Физика.   Изучение  понятий:   громко,  тихо,  вчера,  сегодня, завтра, светло, темно и т. д.

6.  Литература. Чтение и разучивание стихов наизусть. Начинать с четырех строчек, затем увеличивать объем разучиваемого.

7.  Диафильм.

8.  Труд.  Шитье:   пуговицы,  швы,  вышивание.  Цель:   научить работать иголкой.

9.  География. Карта мира.

СУББОТА

1.  Гимнастика.   Игры   с   мячом:   ловля,   бросание.   Баскетбол (корзину можно сделать из твердого кольца, с пришитой к нему поверху  и  обрезанной  по  низу  хозяйственной  сеткой.  Закрепить на дверном косяке на нужной высоте).

2.  Пение.  Изучение нот   (можно использовать книгу Н.  Кончаловской   «Нотная  азбука»).  Научиться  «тянуть»  звук. Использовать пианино или проигрыватель.

3.  Музыка. Прослушивание русских народных песен, мелодий: плясовые, хороводы и т. д. Изучение элементов русских народных танцев.

4.  Посещение: кукольных спектаклей, кино, концертов и т. д.

5.  Литература. Чтение полюбившихся книг.

6. Труд. Помощь в приготовлении пищи: вырезать формочками печенье, раскатывать тесто и т. п., посильное для ребенка.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

1.  Хореография.  Пять позиций  ног,  растяжка,  развитие гибкости позвоночника (под музыку).

2.  Русский язык. Изучение букв, слоговое чтение.

3.  Музыка. Прослушивание: Шопен, Григ.

4.   Рисование   красками.   Умение   владеть  кистью,   замкнутые кривые  (начать с травки, дождика, тропинки, забора, солнышка).

5.  Шахматы.  Изучение  названий   фигур.   Расстановка  их  на доске.

6.  Литературу.   Работа  по  чистоте  произношения  звука.  Разучивание стихов, скороговорок.

7.  Диафильм.

8.  Труд. Глажение детским утюжком  (выработка правильных движений).

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Осуществлять ежедневное планирование конкретных заданий. Желателен краткий отчет о том, как ребенок занимался: способность воспринимать материал, заинтересованность ребенка в процессе занятий.

Этот план будет служить вам достаточно долго. Правда, занятия со временем углубляются и усложняются, но структура эта может оставаться неизменной до 2,5 лет. За исключением того случая, когда у вашего ребенка вдруг появятся дополнительные увлечения. Часто это происходит случайно.

Главное — никогда (!) никакие интересы ребенка не должны проходить незамеченными для вас. Мать всегда может это заметить. И тогда, продумав, как этот интерес не уничтожить, а развить, НЕНАВЯЗЧИВО помочь ребенку. Эта помощь всегда индивидуальна. Как это сделать — мать всегда поймет, так как знает своего ребенка, знает его проблемы и радости.

Не упускайте ничего! Поддерживайте все хорошее, все, интересующее ваше дитя — этот принцип важен всегда: год 'ребенку или 18 лет.

Итак, 3—4 месяца отделяют малыша от двухлетнего рубежа. Он уже многое знает, умеет.

Он уже уверен в своих знаниях: для того, чтобы ребенок никогда не ВЕРИЛ, а ДУМАЛ и ЗНАЛ, чтобы он не сомневался в себе, а был уверен в своих силах, чтобы и сейчас и в дальнейшей жизни застраховать его от бездумного подчинения авторитетам, я нередко «допускала ошибки», и стремилась в своих действиях

44

к тому, чтобы ребенок имел знания, умел думать, спорить, доказывать свою правоту лаконично, спокойно и аргументировано.

Пример:

МИША: «Мама! Включи Иогана Себастьяна Баха».

Я: «Сейчас включу тебе Баха». Сама беру пластинку Бетховена и включаю «Лунную сонату».

МИША: «Бетховена ты включила, мама. «Лунная соната».

Я была довольна, т. к. кроме музыкальной памяти, здесь видна уверенность в своих знаниях. Он не повторяет за мной как попугайчик, а говорит то, в чем сам уверен.

Не радуйтесь, уважаемые родители, когда ребенок ПОДЧИНЯЕТСЯ вам (я имею в виду не те случаи, когда он СОГЛАСЕН с вами, а те, когда он подчиняется, хотя и не согласен), радуйтесь любому проявлению его индивидуальности. И если вы не понимаете ребенка — беседуйте с ним (и сейчас, и позже), вызовите его на дискуссию.

Нередко бывает, что ребенок, у которого еще не сложился СТЕРЕОТИП мышления и действий, поможет вам понять что-то гораздо глубже, чем это вы понимали, потому что в вас уже успели «вбить» определенные штампы, а они, как известно, нередко бывают ошибочными.

Так что чаще беседуйте с ребенком, относитесь к нему с уважением, и окажется, что не только вы можете оказать помощь в его развитии, но и он в вашем.

Конечно, позволить ребенку дискутировать с вами на равных сложнее, чем заставить его (с раннего детства) слушать вас и подчиняться вам, т. к. в последнем случае родителям легко скрыть от ребенка свою некомпетентность, тогда как дискуссия может выявить ваше незнание или неумение объективно мыслить, аргументировано убеждать (коль это в какой-то степени имеет место). Но если вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он был умнее, совершеннее вас, вы будете и сами совершенствоваться, чтобы суметь передать ребенку еще больший опыт. Тогда ваш малыш сможет с этой ступеньки шагнуть еще дальше, еще выше. Ведь главный смысл воспитания: развитие способностей ребенка, осознание им этих способностей и реализация их в дальнейшей жизни.

Таким образом, происходит включение ребенка в процесс воспитания не только как объекта, но и как субъекта. А в этом случае процесс активизируется, возрастает его эффективность.

Уже в этом возрасте ребенок начинает проявлять чувство юмора.

Я: «Мишутка, сегодня у бабушки день рождения. Расскажи ей стихотворение, бабушка просит».

МИША: «Бабушка не просит. Мама просит».

К этому времени дети уже умеют видеть закономерности, делать выводы.

КАТЯ: «Я маленькая и сплю на маленькой кроватке. Папа большой и спит на большой кровати».

Или идет Катя по улице и рассуждает, глядя на лампу, висящую над гаражом: «Не горит лампочка. На улице светло. Когда на улице будет темно, включат лампочку, и она будет гореть».

Ребенок начинает применять свои знания, полученные па занятиях, например, по математике, в играх с игрушками. Они разнообразнее.

Ребенок своей игрушке: «Медведь! Ты что падаешь? Не падай. Хорошим будешь... Стой, не падай». Потом ставит рядом с медведем зайца, лису, лягушку и волка вот так:

                      МЕДВЕДЬ

 ЛЯГУШКА                           ЛИСА

              ЗАЯЦ             ВОЛК

и говорит: «Круг будет».

Смотрела мультфильм о мальчике, который хотел уехать на Север. Вдруг: «Мама! Смотри! Глобус!». И столько радости — знакомая ей вещь. На столе у мальчика стоит...

Ребенок к двум годам уже способен сам удовлетворять кое-какие свои культурные" потребности: взять нужную ему пластинку (он ее запомнил по чехлу), поставить на диск проигрывателя и, включив его, наслаждаться музыкой.

Уже много говорит, рассуждает. Любит беседовать. Стремится делать выводы. Речь становится чище, понятнее, т. к. почти все звуки он уже произносит четко. Структура речи взрослая.

О себе в третьем лице уже почти не говорит. Фразы строит: «Я хочу...», «Я поела». Если собираемся на прогулку, то ребенок спрашивает: «А что я надену?», «А на чем мы поедем?» и т. п.

Физически он тоже уже довольно крепок: может, повиснув на перекладине, держать «угол» ногами, прыгает с дивана, со стола прямо на пол, по ступенькам поднимается уже не держась за руку...

И еще многое умеет делать к двум годам ваш ребенок. Но нужно продолжать заниматься с ним дальше и больше, помогая ребенку развивать свой интеллект и эмоции.

 

 



Используются технологии uCoz