Глава   3.   ОТ ГОДА ДО ДВУХ

 

Редкому взрослому присущи такие достоинства детей, как яркость воображения, тонкая наблюдательность, блестящая память, нестандартность мышления, чистота помыслов и мощь интересов. Взрослые с раннего детства отравляют ребенка серостью, тупостью, эгоизмом.

Ориентируются в воспитании на какие-то нормы развития детей, на рекомендации «дядь» и «теть», имеющих какое-то отношение к педагогике, вместо того, чтобы самим понять своего малыша. И ребенок постепенно привыкает... Смиряется... И тоже сереет.

Я думаю, у человека потому не работает весь мозг (а только десять процентов), что в раннем детстве мозгу ребенка не дают развиваться. Искусственно затормаживают развитие своими «сю-сю-сю», а ребенок не может объяснить, что ему это неприятно. Он раздражен: начинает капризничать, вредничать, чтобы показать взрослым, что его не удовлетворяет такое отношение.

Как это сложно — воспитывать! Ведь обуть, одеть, накормить — это обслуживание. Это и близко НЕ ВОСПИТАНИЕ. Одевать и кормить себя человек в конечном итоге научится сам. А вот развить свой интеллект, обучиться, воспитать глубину чувств — этого он сам не сможет сделать, так как время будет упущено и упущено безвозвратно.

Ведь известно, что до трехлетнего возраста развивается восемьдесят процентов интеллектуально-духовной сферы человека. На оставшуюся жизнь приходится лишь двадцать. Поэтому становится понятным, почему возраст от рождения до трех лет настолько важен в развитии малыша. Именно эту сложную и интересную работу должны проделать родители.

А позже, после трехлетнего возраста, остается только строить здание «Личность» на прочном и красивом или дряхлом, безобразном фундаменте.

 

ОТ ГОДА ДО ГОДА И ДЕВЯТИ МЕСЯЦЕВ

 

Режим дня с одного года:

8.00— 9.00      Подъем, зарядка, массаж.

9.00— 9.30      Завтрак.

9.30— 9.45      Чтение (стихи, сказки).

9.45—10.15      Подвижные игры или эстрадная музыка, танцы.

10.15—10.45      Рисование карандашами или красками (гуашью).

10.45—11.00      Игры с игрушками.

11.00—12.30      Сон.

12.30—13.00      Умывание, самостоятельные занятия.

13.00—14.00      Обед.

14.00—16.00      Прогулка (один час сна).

16.00—17.00      Занятия по плану.

17.00—17.30      Полдник.

17.30—18.00      Музыка классическая.

18.00—20.00      Прогулка (если хорошая погода).

20.00—20.30      Ужин.

20.30—21.00      Купание (через день) либо диафильм.

21.00   '             Сон.

Поскольку часть занятий — чтение, рисование, классическая и эстрадная музыка, просмотр диафильмов — жестко закреплена в режиме, запланированных занятий остается немного.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ  (с одного года)

Понедельник     Математика (геометрические понятия).

Вторник            Математика (счет, цифры).

Среда                Музыкально-литературная композиция.

Четверг             Кукольный спектакль (ваш), английский — пластинка.

Пятница            Математика (сенсорные занятия).

Суббота            Английский язык.

Воскресенье     Музыкально-литературная композиция, конструирование

                          (аппликация, строительные материалы и т. п.).

Плюс географические мини-занятия по карте или глобусу в то время, когда это ребенку будет интересно. Старайтесь хотя бы два-три раза в неделю минут по десять поработать с картой.

Появилось новое занятие — рисование.

На первых порах нужно научить ребенка держать карандаш правильно. Поэтому начинайте рисовать дорожки (слева направо) и дождик — вертикальные небольшие отрезки, которые нужно рисовать сверху вниз. А также кривые замкнутые: кружочки (солнышко), овалы и т. д.

Красками — тоже, но при этом не нужно принуждать ребенка рисовать только то, что вы наметили. Пусть он сам «почеркает» на листочке карандашом, повозит кисточкой с краской по листу бумаги.

Не ограничивайте его творчества. И присматривайтесь к его рисункам. Радуйтесь вместе с ним его творчеству. Это стимулирует ребенка к деятельности.

На прогулках ребенок уже не спит. Он активно изучает окружающий мир, буквально все «поедая» глазами. Всем интересуется. И вы помогите ему, объясните то, что его заинтересует, обращайте его внимание на конкретные детали: траву, цветок одуванчика, кирпичи, из которых построен дом, голубя, когда он ходит и когда летит, на деревья с распустившимися листьями и т. д.

Прогулку можно разнообразить, например, экскурсиями в зоопарк, игрой на детской площадке, катанием на качелях, катанием с ледяных и железных (летних) горок, походами в городские парки с аттракционами и т. п.

Но не всегда режим четко можно выполнить. То ребенок вдруг проснется позже, чем нужно, то уснет позже или раньше. Тогда режим можно изменить, подстроиться к ребенку. Но будить его для того, чтобы выполнить режим, я считаю неправильно. Нервная система ребенка нуждается в отдыхе — сне, значит, малыш должен спать. Просто в этом случае нужно немного поработать головой и перепланировать день таким образом, чтобы ничего (по возможности) не упустить из занятий. Хотя иногда, если ребенок болен, даже это невозможно.

Не расстраивайтесь. Но все равно старайтесь больше быть с ребенком. Поиграйте с ним, поласкайте его, чтобы он чувствовал вашу любовь, заботу, свою защиту в вас. А когда он выздоровеет — продолжите занятия, чуть повторив то, на чем вы остановились.

Приведу описание одного дня, когда у нас сдвинулся режим из-за того, что ребенок проснулся не в 8 утра, как предполагалось по режиму, а в 9.30.

9.30—10.00      Подъем, зарядка, массаж под музыку.

10.00—10.30      Завтрак.

10.30—11.30      Музыка,  игра  с дидактическим   материалом   (мозаика,  

                            кубики, матрешки...).

11.30—12.30      ЗАНЯТИЯ

1.     Чтение книги «Маша и медведь». После прочтения еще

раз  просмотрели книгу, рассматривая картинки. Ребенок отвечал на вопросы по картинкам, по тексту, зачитывали наиболее понравившиеся ему места.

2.     Рисование красками. Учились держать кисточку

правильно, макать кистью в воду, набирать  на кисточку   краски, промывать кисточку. Малевал что-то на листочке. Это ему доставило радость. По ходу закрепляли названия цветов: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый.

3.     Кукольный спектакль «Колобок». Ребенок смотрел,

сидя на диване.    После этого    отвечал на вопросы по спектаклю.

12.30—13.00      Самостоятельная игра с игрушками.

13.00—13.30      Обед.

13.30—14.00      Слушала, лежа в постели, музыкально-литературную

                            композицию «Теремок».

14.00—16.00      Сон.

16.20—17.00      Беседа с ребенком. Занятие по карте полушарий (океаны).

17.00—17.30      Полдник.

17.30—18.00      Музыка эстрадная. Подпевание. Танцы.

18.30—20.30      Прогулка. Беседы об окружающем мире.

21.00—21.30      Ужин.

21.30—22.00      Музыка классическая. Вальсы Шопена.

22.00                 Сон.

Ребенок уже способен выполнять небольшую работу: вытирать тряпочкой свой столик, убирать свои игрушки на место, подавать выстиранное белье, когда вы его развешиваете...

Пример:

Ребенку 1 год и 3 месяца. Малышка накрошила на пол. Я шутя говорю: «Катя накрошила на пол, когда ела. Неси щетку и совок и подмети все крошки». Малышка потопала в прихожую, достала щетку, совок. Совок положила на пол, а щеткой начала махать по полу, подметая. Потом я помогла ей подмести, держа ее ручку в своей, а второй рукой держа совок. Так мы вместе и убрали эти крошки. Признаться, я была удивлена.

Чтение

С 1 года 4 месяцев можно начинать изучать буквы, чтобы научить ребенка читать. Для этого используем пластмассовые буквы набора «Учись читать», чтобы ребенок мог не только видеть и слышать их, но и взять в руки, потрогать, поиграть с ними. Чтение пойдет быстрее, если включить сенсорику.

Обучая ребенка чтению, нужно твердо уяснить одно: в день изучайте только ОДНУ букву! Не больше!

У ребенка могучая память, поэтому вы должны показать букву, назвать ее (причем называть нужно только звук). Нельзя говорить: ЭС, КА, ЭЛЬ. Это была бы грубая ошибка, которая затруднит чтение или вообще отодвинет возможность ребенка читать на более поздний срок. Говорите четко: «Р-Р» или «Н», «А», «Б» и т. д. После этого предлагаете ребенку взять ее в руки и поиграть: «На, Миша, Р».

Изучали мы буквы в такой последовательности: М А П К С О ЯИБДЛЕШУТЖГХНВЮЧЫЗФ РЦЕЙЩЭЬЪ.

Причем последовательность первых букв должна быть МАП, а дальше в зависимости от имени ребенка, от тех вещей, что его интересуют. Допустим, мальчиков интересуют чаще машины, тогда включите в изучение те буквы, которые есть в этом слове.

Когда вы изучите всего 2 буквы: М и А, сразу начните эти звуки складывать в слога: «М-М»—«А»—«МА». Вначале сами, составив эти буквы, скажите малышу это, а потом пусть он, показывая пальчиком каждую букву, тянет непрерывно слог «М-М — А-А».

Маленькие дети очень сообразительны и все быстро схватывают.

Пример: Кате 1 год и 4 месяца. Мы изучили с ней уже две буквы: М и А. Я составила слог «МА» и говорю: «М-М—А-А», показывая пальцем на ту букву, которую произношу. Катя повторяет «МА», тоже тыча пальчиком в буквы. А потом говорит: «МАМА».

Я ей сразу составила это слово. Она смотрела, тыча пальчиком поочередно в каждую букву, и произносила «МАМА». Одна буква упала со стола на пол. Я ее подняла. На столе лежало «МАМ». Я подала Кате букву и говорю: «Положи, Катюша, эту букву так, чтобы получилось слово «МАМА». И Катя положила букву «А» после второй «М» и повторила «МАМА».

Вначале выбирайте только такие слова, в которых за согласной буквой следует гласная: МАМА, ПАПА, КАТЯ, МИША, МАШИНА, КАША, ЧАСЫ... Когда малыш освоится, приучайте его к слогам СОК, МАК, а затем ОЛЯ, УХО и т. д. И только потом к словам, где есть подряд две гласные или две согласные: СТЕНА, КНИГА и т. д., постепенно усложняя.

Количество слогов увеличивайте постепенно. Все это нужно проводить в течение того времени, пока ребенок изучает буквы. Каждая новая буква даст вам несколько новых слов.

Так постепенно ребенок учится читать.

При изучении букв я пользовалась прямым и обратным методом.

ПРЯМОЙ

Раскладывала на столе уже изученные буквы (и только их, остальные пока не показывайте), указывала на одну из них и спрашивала: «Какая это буква?». Малыш безошибочно называл. Затем на другую и т. д. Пока он не назовет мне все изученные буквы.

ОБРАТНЫЙ

После этого я просила: «Дай мне букву «А» (или любую другую), и малыш давал правильно. И так я собирала все буквы.

Этой игрой обычно начинается занятие. Потом изучаем новую букву. После этого положу ее в кучу с другими и прошу его дать и назвать из множества лежащих на столе букв уже только эту букву. Затем переходим к слоговому чтению.

Чуть позже, когда изученных букв становится достаточно много, я применяла следующий метод: нарезала из картона или ватмана одинаковые карточки размером 3 на 8 сантиметров и записывала по одному слогу на карточке. Например, для слова МАШИНА потребуется три карточки: МА, ШИ, НА. Писала печатными буквами, чтобы они были похожи по виду на пластмассовые. Затем беру еще две карточки: МИ, ША или КА, ТЯ и т. д., можно до 6—10 слов. Вначале даю по очереди карточки со слогами. Ребенок читает слоги (Уже! А не буквы!): МА ШИ НА и т. д.

Когда этот этап он пройдет, можно перемешать все карточки. Слоги перепутаются. И тут уже начинается ваше творчество. Вы сочиняете и рассказываете малышу сказку, а он по ходу должен читать карточки.

Например: «Жил-был король. И звали его (выкладываю 2 карточки) ТЯ МИ (малышу смешно, таких слов он не знает). И была у него дочь по имени ША ШИ» и т. д. Рассказывайте и придумывайте, пока не кончатся карточки. То же делается в дальнейшем с усложненными словами.

Так постепенно малыш не только научится быстро читать, но и развивается его фантазия и оригинальность мышления. Чуть позже он вам будет придумывать такую сказку, а вы, как ученица — будете читать карточки. Это уже будет развивать у ребенка чувство собственного достоинства — он с вами на равных. Теперь он учит вас, а вы — ученица.

И обязательно похваливайте за успехи: за быстроту его чтения, за интересно придуманную сказку и т. д.

Я старалась при ребенке рассказывать его папе с восхищением о тех успехах, которые меня радовали. Малыш гордится своими успехами и старается изо всех сил. Пусть и папа (или еще кто-нибудь) тоже поудивляется: «Какой молодец сынок (доченька), так хорошо придумал сказку» или «Молодец, хорошо запоминаешь буквы. Скоро будешь читать так же быстро, как я».

Попробуйте приучать ребенка к чтению книг, когда изучите достаточно много букв, когда поработаете с карточками. Только после этого!

Купите ему книги с крупными буквами. Приучайте постепенно: начните читать, а когда встретится имя собственное — попросите ребенка его прочесть. Постепенно включайте ребенка в свое чтение все больше и больше.

Учить ребенка читать — это кропотливый ежедневный труд. Но зато и результат будет блестящим: увеличится скорость чтения — возрастет и интерес к книгам, так как малыш будет понимать то, что читает, и быстро ухватывать смысл прочитанного.

Результатом этого будет:

1.  Расширение его кругозора.

2.  «Прирожденная»    (как   некоторые   считают)    грамотность. Ребенок не будет делать ошибок при письме.

3.  Отличная успеваемость не только по гуманитарным предметам, но и по математике (в начальных классах), т. к. он быстрее сможет понять смысл решаемых задач.

Будьте терпеливы! И занятия эти вам станут так же интересны, как и вашему ребенку.

Математика

Во-первых, попробуйте достать книги:

1.  Левинова и Салгир    «Приключения Кубарика и Тематика, или Веселая математика».

2.  «Геометрия для малышей».

А теперь опишу, как я проводила занятия по математике, включающие в себя изучение цифр и обучение счету.

Здесь необходимо опять придерживаться того же принципа: одно занятие — одна цифра. Цифры я рисовала гуашью на плотной бумаге. Цветные. Карточка с цифрой размером в пол-листа школьной тетради. Показываю. Называю: «один». Беру куклу: «одна кукла». «Мама одна». Братик Миша — один». И т. д.

«Пошла Красная Шапочка к бабушке. Л сколько их было, Красных Шапочек? Очень много! Да?».

Ребенок смеется. Ему весело представлять, что много Красных Шапочек пошли ко многим Бабушкам. Но все-таки говорит, что она была одна.

Затем вы спрашиваете: сколько у ребенка голов, ртов, носов? И он вам отвечает: один.

Затем вы вывешиваете цифру «1» на стенку: пусть она остается в поле зрения ребенка. И изредка спрашиваете: «Где у нас цифра «1»?».

Следующее занятие начинается с повторения. После этого берете карточку с цифрой в руку и двигаете ее по столу так, как будто она идет к ребенку. Спрашиваете детским (писклявым) голосом: «Здравствуй, Катя! Знаешь, как меня зовут? Я пришла в гости. И привела свою подружку (или сестру). Вот она». Показываете новую карточку с цифрой «2». Говорите своим голосом. «Два».

Затем ребенку показываете руки: «Две руки. Одна (левая) и еще одна (правая). Один и один. Получается два. А сколько у Кати ног? Две. Одна и еще одна. Две. А сколько глаз?» и т. д.

То же самое — с ложками, игрушками, тарелками: «Кате одну тарелку и маме одну тарелку. Сколько тарелок па столе?». И дальше играете в том же духе.

Цифру «2» на карточке вывешиваете рядом с цифрой «1» после занятия.

И дальше таким же образом, пока не изучите все цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Когда уже изучите несколько цифр, нужно делать то же, что и с буквами:

Берете любую цифру и спрашиваете: «Какая это цифра?», и в обратную: разложите все изученные уже цифры в ряд и спрашивайте у ребенка: «Где цифра «5»?».

Потом вы расскажете ребенку о понятиях «больше» и «меньше», чтобы он мог сравнивать цифры по величине.

Состав любой цифры. Например: 3 — это 2 и 1 и т. д.

Позже, когда ребенок хорошо это усвоит, нужно перейти к понятию числа и его состава от 10 до 20. Это основа.

При обучении счету нужен счетный материал. Я пользовалась набором из четырех геометрических тел: конус, пирамида, цилиндр и куб. Наборы эти небольшие по размеру, пластмассовые, четырехцветные. Я купила четыре таких набора, и с их помощью мы занимались.

Этот же набор помогает освоить азы геометрии: названия математических тел. Ребенок уже к двум годам знает названия эти фигур.

Они помогают освоить и состав числа.

Например: число 7 — это 1 цилиндр и 6 конусов (или 2 и 5, З и 4, ..).

Такое обучение счету неформально и хорошо готовит ребенка к школе.

Когда будет освоен счет до 20, то для дальнейшего понимания образования чисел (до 100) вы должны нарисовать ребенку большую (размером с ватманский лист или его половину) таблицу такого вида:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

А от этой таблицы можно будет перейти к понятию матрицы. Свойства такой таблицы очень интересны, они наглядно поясняют ребенку зависимость между числами.

Главное, что столбцы (строки) — однородны между собой. Каждое более правое число больше того, что левее, на единицу, а каждое нижнее больше рядом стоящего верхнего — на 10.

Правда, к такой таблице вы, видимо, перейдете только после двух лет.

После этой таблицы ребенку не представит трудности понять строение и трехзначных чисел и далее.

Шахматы

В период от одного до двух лет можно начинать обучение ребенка шахматной игре. Где-то с полутора лет можно учить его названию фигур и их первоначальной расстановке. Ходы фигур лучше изучать позже, в зависимости от того, как быстро будет ребенок их усваивать.

Это пока развлекательные занятия, но их тоже нужно обыгрывать сюжетно.

Шахматы — это чудесное средство для развития интеллекта. Они позволяют развивать память, логику мышления, внимание, способствуют упорядочиванию мысли, развитию воображения и пространственного мышления.

Тем родителям, которые сами не смогут разработать методику занятий с детьми по шахматам, я бы порекомендовала книгу «Шахматный букварь». Инна Весела, Иржи Веселы. Москва, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1983г.

В этой книге в занимательной форме рассказано об основных правилах игры. Книга хорошо иллюстрирована.

Музыкальная грамота

Ближе к двум годам ребенка нужно начинать обучать нотной грамоте. Вначале берутся ноты скрипичного ключа: 1-й октавы.

На стене нарисовала нотный стан. Ноты 1/4 вырезала из обложки черных общих тетрадей (одному ребенку). Второму — вырезала разноцветные: ДО — красные, РЕ — оранжевые, МИ — желтые, ФА — зеленые, СОЛЬ — голубые, ЛЯ — синие, СИ — фиолетовые. Но оказалось, что цветными нотками хуже манипулировать, поэтому в дальнейшем я стала применять черные нотки.

Развесила нотки в том порядке, в котором они должны висеть: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.

Когда изучим их, можно делать следующее: поменять рисунок, например: СОЛЬ ЛЯ ДО МИ СИ РЕ ФА. И пусть ребенок назовет их в этой последовательности. И так, пока он не будет читать их легко. Если у вас нет пианино, можно купить детское. И при обучении подкреплять все звуком. Прочел ребенок правильно последовательность — вы ему ее сыграйте.

Если есть пианино — хорошо соотносить ноты на нотном стане с клавишами на клавиатуре (использовать вначале 1-ю октаву).

ДО — и нажали на нужную клавишу — ребенок сразу запоминает звучание.

Можно, чтобы он пропел: ДО и, в дальнейшем, пусть он пропевает то, что вы составили из нот на настенном нотном стане.

Это рекомендации для тех родителей, которые совершенно незнакомы с музыкальной грамотой (таких же, к сожалению, как и я). Родители, имеющие музыкальное образование, смогли бы дать рекомендации более компетентные и более интересные.

Правда, еще в самом конце 1977 года, когда моему первому ребенку едва исполнилось 1 год 8 месяцев и он проявил большой интерес к классической музыке (такой большой, что в день рождения, к двум годам, он был в восторге от моего необычного, с точки зрения многих, подарка: набора пластинок 32-х фортепьянных сонат Бетховена), я обратилась в музыкальную школу с просьбой помочь мне в дальнейшем развитии музыкального образования сына, где встретила недоумение музыкальных работников.

Мне объяснили, что если у него способности есть, то они никуда не денутся и мне нужно обращаться к ним через несколько лет. Пояснили, что методики музыкальных занятий с детьми такого возраста нет.

Вот тогда, почувствовав свою беспомощность, я с ужасом ощутила, что моя музыкальная безграмотность обедняет жизнь моего ребенка. Я отчаянно пыталась найти выход, но так и не смогла это сделать. И сейчас, когда ему уже 16 лет, во мне не утихает чувство огромной вины перед ним за то, что я так и не смогла решить эту проблему ни тогда, ни позже. Я как будто украла у него очень важную часть его жизни. И хотя интерес и тяга его к музыке сохранились до сих пор, но чувство вины перед сыном мучает меня.

А написала я об этом для того, чтобы хоть кто-нибудь, прочитав мои «откровения», смог избежать подобных ошибок в воспитании своих детей. Не позволяйте заглохнуть способностям ваших детей! Не упускайте то, что уже имеется.

 

 



Используются технологии uCoz