Т. М. Приходовская

 

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ ОТКРЫТОГО ТИПА

(новая форма дошкольного воспитания).

 

Февраль 2000 года

 

          Сочтём за аксиому утверждение о том, что ранний (ясельный) возраст является самым важным в вопросе духовно-интеллектуального развития личности. Не будем повторять доказательств этого утверждения, в достаточной степени имеющихся в литературе по дошкольному воспитанию.

                Рассмотрим   п р о б л е м у, возникающую у родителей, имеющих детей ясельного возраста: воспитывать ребёнка дома или в яслях? И в том и в другом случае есть свои положительные и отрицательные моменты.

          При домашнем воспитании ребёнок не остаётся без внимания и познаёт мир активнее, но у него не развиваются коллективистские навыки – важнейший компонент социального развития личности; а если мать, бабушка или кто-то, кто нянчит малыша – не знает даже основ педагогических принципов, не обладает азами педагогической грамоты? В этом случае домашнее воспитание может принести вред ребёнку.

          При ясельном воспитании, когда на 20-30 ясельников приходится 1-2 воспитателя – дети, чувствуя невнимание к себе, ощущая заброшенность, неухоженность – много теряют в духовно-интеллектуальном развитии, что отрицательно сказывается позже на их способностях и реализации этих способностей в обществе. Положительным при ясельном воспитании являются хорошо развитые обычно коллективистские тенденции, самостоятельность при решении проблем, связанных с межличностными отношениями, и т.п.

          Предлагаемая гибкая форма «ясли открытого типа» позволяет решить все эти проблемы, устранив минусы, сохранив и приумножив плюсы обеих форм раннего дошкольного воспитания. Такие ясли могут стать базой по ликвидации педагогической безграмотности родителей, так называемым педагогическим ликбезом. Матери или бабушки, принося сюда детей, остаются здесь и сами вместе со своим ребёнком и проводят в яслях столько времени, сколько им необходимо. Педагог-воспитатель помогает молодым матерям осваивать основы педагогического мастерства. Каждая мать сама занимается со своим ребёнком под руководством педагога. Матери изучают формы и методы работы со своим ребёнком; общаются, делясь своим опытом, вносят новые предложения, идеи, методы работы с малышами. Возможны просто консультационные занятия с родителями, педагог проводит лекции, рекомендует нужную литературу родителям; можно при желании устраивать «день пап» и многие подобные, нужные и детям и родителям мероприятия. Время пребывания в яслях – свободное, в любое время в течение дня мать может принести или унести ребёнка, позанимавшись под руководством педагога теми видами работы, которые, как она считает, необходимо провести под руководством педагога. При необходимости можно оставить ребёнка ненадолго под присмотром няни, чтобы сходить куда-то по делам, и т.д.

          Такая форма организации яслей объединяет индивидуальные и коллективные методы работы, так как на ранних стадиях развития  с ребёнком работает мать, но чем ближе будет приближаться ребёнок к трёхлетнему возрасту, тем больше он начинает проводить времени в коллективе тех детей, с которыми рос все эти три года, постепенно переходя к режиму занятий детского сада, когда мама уже полностью доверяет ребёнка работникам детского сада, оставляя его на весь день. Естественно, ясли должны обеспечиваться всеми необходимыми средствами для организации такой работы, но это уже государственные вопросы. Преимуществ у этой новой формы ясельного воспитания по сравнению с традиционными яслями или домашним воспитанием – множество:

1.     ликвидация педагогической безграмотности родителей;

2.     раннее интеллектуальное развитие детей – следовательно, рост интеллектуального  потенциала общества, перспективы его прогресса;

3.     отсутствие травмирующих психику ребёнка факторов – резкого изменения домашней обстановки на чужую ясельную;

4.     высвобождение педагога-воспитателя от так называемой «чёрной» работы по физическому обслуживанию младенцев (этой работой со своими детьми занимаются сами мамы), переход его на более профессиональный педагогический уровень работы и с детьми, и с родителями;

5.     обеспечивается преемственность в образовательной системе разных уровней, т.е. тут – между ясельным и дошкольным;

6.     библиотечка для родителей, имеющаяся в яслях, поможет родителям почерпнуть множество информации о детях, которая впоследствии поможет родителям не терять контакт со своим ребёнком и в более взрослом его возрасте, что может способствовать резкому снижению детской, подростковой и других видов преступности по всей стране, вплоть до её возможно полной ликвидации.

Достоинства яслей открытого типа трудно переоценить, а польза обществу – огромная, так как оно будет формироваться из свободных людей, имеющих высокое духовно-интеллектуальное, нравственное и физическое развитие.

 

 



Используются технологии uCoz