ИНСТИТУТ  РОДИТЕЛЬСКОГО  МАСТЕРСТВА

                                        Приходовская Т.М. http://prihotm.narod.ru

 

     Человеческие знания с одной стороны есть обобщение и синтез истин, добытых в результате практической деятельности людей, а с другой стороны – есть преломление откровений внешнего по отношению к человеку СОЗНАНИЯ (см. Т. Приходовская «О множественности сознаний») в человеческом  сознании и воплощение этих воплощений в реальности, в человеческом бытии. Можно считать, что имеет место постоянная циркуляция продуктов сознания (идей, знаний, другой информации)  не только по горизонтали «человек – человек», но и по вертикали «человек - иносознание». Под  иносознанием  будем понимать более обобщённое сознание: общественное, общечеловеческое, общегалактическое и т.п.

     Каждое из них обладает  при движении по восходящей соответственно всё более обобщёнными знаниями, всё более всеобщими истинами, т.о. восходящее движение есть процесс синтеза. При движении по нисходящей – знания конкретизируются, а истины становятся  менее всеобщи, т.о. нисходящее движение есть процесс анализа. Поэтому можем сказать, что вертикальные движения сознания имеют синтаналитический характер, что аналогично процессу человеческого мышления – из разрозненных фактов синтезируется единое целое, а целое анализируется ступенчатой  дифференциацией. Таким образом, человеческое сознание аналогично сквозному вертикальному движению информационных потоков с меняющейся степенью обобщения в них. При движении по нисходящей происходит квантирование сознания в каждом последующем уровне по отношению к предыдущему. При движении по восходящей происходит  объединение (отличное от слияния) квантов предыдущего уровня. Условно можем считать, что таким образом  происходит  самопознание Мирового Сознания. В таком случае, индивидуальное человеческое сознание есть квантированное сознание, которое ,как единичное, находится  в непрерывном контакте со всеобщим. Так  через единичное (в рассматриваемом нами случае – через человека), поступенно Мировое Сознание постигает себя, а мы способствуем самопознанию целого.

          Войны, раздоры, антагонизмы – мешают познанию, находятся в противоречии с целью человечества. Так если бы отдельные нейроны или участки мозга находились в конфронтации, а не работали в едином пространстве, называемом мозгом, - человек не мог бы ни мыслить, ни прогрессировать. А что было бы с человеческим мышлением, если бы сигналы для прохождения по разным участкам мозга должны были бы  «выписывать визы»  и ждать их получения? Скорость прохождения сигнала была бы столь низкой, что ни о каком мышлении, разуме и речи идти не могло бы. Развитие, активизация общечеловеческого сознания возможны лишь при  единении человечества на базе гуманизма. Такое единение способно создавать резонансные явления  в общечеловеческом сознании; а подобные резонансные явления способствуют творческому скачку сознания в озарение, открытие, а так же получению огромной энергии  для объединения  общечеловеческого сознания (как укрупнённого кванта) с подобными ему сознаниями. Итак, наше сознание есть квантированное сознание, которое воплощено в сущем для  самопознания Мирового Сознания. Квантирование сознания  и развитие многообразий – есть аналитическая мега-стадия самопознания, а объединение квантов и свёртка многообразий – есть мега-стадия синтеза самопознания.

      На раннем этапе развития кванта индивидуального сознания, т.е. в детстве каждого человека, очень велики  связи с тем целым, из которого происходит квантирование сознания. Затем начинается относительное обособление индивидуального сознания от всеобщего, его относительно самостоятельное бытие, после чего связи со всеобщим вновь усиливаются вплоть до полного поглощения (при умирании). В этом всемирном процессе важным является не только объединение человечества (т.е. его высокоэффективная организация), но и высокая организация мозга каждого   человека, достигающаяся грамотным развитием человека, его правильным воспитанием в соответствии с его способностями. Вот почему воспитание и развитие каждого ребёнка – это важнейшее дело человечества, общества, а не только дело семьи или лично каждого.

     Долгое время важнейшая проблема общества – воспитание и развитие детей – решалась кустарным способом. В основном, этим вопросом занимались «кто во что горазд»: мамы, папы, бабушки, няньки и т.п., которые в большинстве своём не имели знаний, достаточных для воспитания детей. В дальнейшем стали появляться и государственные учреждения, занимающиеся  воспитанием и обучением детей: детские сады, школы. Но даже если считать, что в этих учреждениях давалось идеальное воспитание, то и в этом случае высоких результатов было бы трудно ожидать. Если в раннем возрасте ребёнок, воспитывающийся в семье, был фактически предоставлен сам себе, то коммуникативная нейронная сеть мозга, развивающаяся в основном в раннем детстве, будет обладать недостаточной разветвлённостью, что приведёт к снижению интеллектуального и творческого потенциала человека. Это, в свою очередь, приведёт к снижению интеллектуально-творческого потенциала всего общества, потому что:

1.      Человек часто сам не знает, какими способностями он обладает, так как они недостаточно развиты, и профессиональная деятельность не соответствует его способностям; в результате у человека часто возникает чувство неудовлетворённости своей деятельностью, а значит – и вообще жизнью. Труд в таком случае воспринимается как принудительный (в экономическом или правовом смысле).

2.      Следствием неадекватности способностей и профессии становится низкий уровень профессиональной деятельности; принимая массовый характер, такая ситуация мешает общественному прогрессу.

3.      Профессиональная неадекватность, лишая человека возможности получать радость от своей деятельности, вынуждает искать её в других областях, часто противозаконных или ведущих к деградации личности (алкоголь, игры, секс и т.д.), что способствует росту преступности и разрушению общества изнутри.

 

Так что же можно сделать, чтобы общество активно прогрессировало? Очевидно, необходимым для этого является выполнение двух условий:

1)      развитие способностей каждого члена общества;

2)      реализация развитых способностей на благо общества.

Возможно, этих условий не достаточно, но то, что они необходимы – совершенно очевидно.

            Вот почему вопрос о развитии способностей каждого человека должен быть центральным для общества (и, соответственно, для педагогики). Это государственная задача. При таком подходе к этой проблеме халтура и кустарничество в вопросах воспитания становятся нетерпимы – гибельны для общества.

            Требуется новый подход к системе воспитания, обеспечивающий её непрерывность, диалектичность, эффективность и всеобщность:

1.      Непрерывность обеспечивается цикличностью системы;

2.      диалектичность (движение) – её саморазвитием;

3.      эффективность может быть подтверждена высокими результатами воспитательного процесса при внедрении системы ИРМ;

4.      всеобщность обеспечивается государственным подходом к этой важнейшей для общества задаче: воспитание высокоразвитых граждан.

Как мы видим на практике, стандартные методы и уже существующие в области воспитания государственные структуры – высоких результатов не дают, иначе такие социальные дефекты, как преступность, классы ЗПР в школах, растущая безграмотность, бездуховность и многочисленные физиологические проблемы у молодёжи (по данным мед. статистики) – давно были бы преодолены. Чтобы вырастить урожай и собрать его, нужно прежде всего совершить главный, базисный шаг – засеять. Так и нам, чтобы вырастить высокоразвитых граждан, чья деятельность будет направлена на благо общества, - необходимо сделать главный, базисный шаг: внедрить в обществе систему социального Института Родительского Мастерства (ИРМ).

            Конечно, важно, на какой социальной почве будет функционировать ИРМ (под социальной почвой подразумевается конституционно-законодательная основа общества) – чем она благоприятнее, тем надёжнее будет духовно-интеллектуальный фундамент, держащий на себе всё общество.

 

            Итак, рассмотрим подробнее структуры циклического процесса в ИРМ.

            Духовно-интеллектуальное богатство личности складывается из трёх компонент:

1.      Наследственность – генетическая, материалистическая основа, данная изначально – при рождении;

2.      Образовательно-воспитательное воздействие – социальная, идеалистическая основа, полученная в онтогенезе через сознание личности;

3.      Постижение – духовная, филогенетическая основа (связь с иносознанием через подсознание).

Но, как известно, возникновение и развитие нейронно-синаптических связей мозга активно происходит в эмбриональном и раннем возрасте, поэтому важное значение имеет именно раннее развитие духовно-интеллектуальной сферы человека.   

            Вот почему методы развития должны быть в основном ориентированы на эти два периода; тогда мозг каждого конкретного человека можно будет назвать хорошо организованной структурой, подготовленной к кульминационному моменту духовно-интеллектуального развития – постижению через подсознание; именно подсознание есть пуповина, связывающая отдельного человека с пространством «…знаний всего того, что выработало человечество», то есть с общечеловеческим сознанием.

            Итак, система ИРМ способна выполнять важнейшие общественные функции:

1.      Укреплять семью;

2.      Увеличивать интеллектуальный потенциал общества через интеллектуальный потенциал каждого гражданина;

3.      Усиливать социально-нравственное начало, способствуя резкому снижению преступности вплоть до её полного уничтожения;

4.      Проводить непрерывную профориентационную работу (от слова «профиль», а не «профессия»), позволяющую каждому максимально развить и реализовать на благо общества свои способности.

  

                             ИРМ состоит из пяти звеньев, замкнутых в единый цикл:

1-е звено: ЗАГС

2-е звено: женская консультация и роддом

3-е звено: детские ясли открытого типа

4-е звено: детский сад

5-е звено: школа (1 – 11 классы). Отсюда есть выход в социально –

                  профессиональное пространство, которое уже не входит в   ИРМ,

                  поэтому здесь не рассматривается. Выход в социальное пространство

                  не размыкает этот цикл, так как основная масса населения рано или

                  поздно, возвращается в первое звено этого цикла.    

Рассмотрим подробнее задачи каждого звена.

  1. Бюро ЗАГС.    

При подаче заявления о регистрации брака, молодым обычно дают время всё обдумать – это так называемый испытательный срок. Это время, когда будущим супругам предоставляется возможность конкретнее узнать – что такое семья? При бюро ЗАГС организуются курсы для будущих молодожёнов об ответственности друг перед другом и перед будущим ребёнком, проводимые психологом-профессионалом. Вот возможная направленность и приблизительная тематика курсов:

           Семья – социальная единица и мини-коллектив.

           Семья и дети. Ответственность родителей перед будущим ребёнком.

           О контакте родителей с яслями, детсадом и школой.   

           Методы развития духовно-интеллектуальной сферы ребёнка (см.

            prihotm.narod.ru «Методика по развитию способностей ребёнка  в

            раннем возрасте»).

            Родители – помощники и советчики ребёнка.

 

2.      Женская консультация, роддом.

При постановке на учёт по беременности – женщины также проходят подготовку к родительским обязанностям. С ними может проводиться работа по темам:

           Физиологические характеристики эмбриона и азы развития  его

           духовно-интеллектуальной сферы.

           Как ухаживать за новорожденным.

           Курсы для пап: растим ребёнка вместе.

           О связи родителей с детскими яслями открытого типа.

           Гимнастика для будущих мам, их рацион питания.

А также бесплатный абонемент на  все лекции, выставки, вечера по искусству: Музыкальные, художественные, поэтические и т.п.

 

3.Детские ясли открытого типа.              

Сочтём за аксиому утверждение о том, что ранний, ясельный возраст является самым важным в вопросах духовно-интеллектуального развития личности. Не будем повторять доказательств этого утверждения, в достаточной степени имеющихся в литературе по дошкольному воспитанию. Рассмотрим проблему, возникающую у родителей, имеющих детей ясельного возраста: воспитывать ребёнка дома или в яслях? И в том и в другом случае есть свои положительные и отрицательные моменты (далее смотри сайт prihotm.narod.ru «детские ясли открытого типа»). Здесь также предполагается разработка программ индивидуального развития для детей.

 

4.Детский сад.

Здесь предполагается разработка новых программ для активного духовно-интеллектуального развития детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет.

 

5.Школа

Необходимо проведение профильно-ориентационной и корректирующей работы со школьниками в процессе обучения (см. prihotm.narod.ru «АСУ школы»). В 11 классе возможен цикл лекций по темам:

     Ответственность важного шага – создание семьи.

     Ответственность молодых за развитие общества через воспитание своих

     детей.

     Значение воспитания ребёнка для его духовно-интеллектуального

     развития.

Таким образом, дети, окончив школу, к 17 – 18 годам  уже будут иметь представление об ответственности перед ребёнком, семьёй, обществом за воспитание новых граждан общества, что поможет им грамотно решать вопросы семьи и воспитания нового человека. Каждого человека  в обществе!

                  Естественно, что для создания ИРМ необходима помощь государства, государственные бюджетные средства. Следует разработать план конкретных шагов государства на конкретных этапах развития социального Института Родительского Мастерства.

                  Когда основная масса граждан трудится в соответствии со своими способностями, то труд для них становится источником радости и счастья, а общество развивается по законам гуманизма. В этом случае прогрессирует как общечеловеческое сознание, так и все остальные виды  сознаний и иносознаний, связанных с человеческим обществом. С другой стороны, возрастёт эффективность процесса ПОСТИЖЕНИЯ – процесса  контакта индивидуального сознания с более обобщённым иносознанием, резко усиливая индивидуальные способности человека.    

 



Используются технологии uCoz