Экспроприация рабочей силы.

Бесплатная рабочая сила при капитализме.

Приходовская Татьяна Михайловна

e-mail: prihotm@mail.ru

 

 

                               *1  « Не купля »

 

 

     О том, что при капитализме используется наёмная рабочая сила – нам известно ещё со школьной скамьи. Но так ли это? Рассмотрим этот вопрос более подробно.

     Во введении к отдельному изданию (в 1891году) своей работы «Наёмный труд и капитал» К. Маркс пишет: «…Все внесённые мною изменения относятся к одному пункту. Согласно оригиналу, рабочий за заработную плату  ПРОДАЁТ капиталисту свой труд, согласно теперешнему тексту – свою рабочую силу». (К. Маркс и Ф. Энгельс, соч.т.22 стр. 205). Или: « Капиталист КУПИЛ рабочую силу…» (там же, стр.244). Или: «Владелец рабочей силы…вынужден ПРОДАВАТЬ свою рабочую силу в качестве товара». (К.М. и Ф.Э., соч. т.6 стр267-268). Или: «При капитализме рабочая сила выступает как ТОВАР…рабочая сила становится  ТОВАРОМ».  (БСЭ изд.3 т.21 стр.306).

     Почему речь идёт о продаже? Согласно энциклопедии (изд.3) «Купля-продажа – это вид договора, согласно которому продавец обязуется передать имущество (стоимость) в собственность покупателя, а покупатель – принять это имущество и уплатить за него установленную цену». Таким образом, покупатель оплачивает деньгами цену приобретаемого товара при его ПОКУПКЕ, а не после функционирования у него товара в течение какого-то срока. К тому же, покупатель должен быть ознакомлен с инструкцией, в соответствии  с которой следует использовать товар. Нарушение инструкции влечёт за собой ухудшение качества товара и его порчу.

   Поскольку рабочая  сила (РС - т.е. способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, которыми он располагает и которые используются им для производства жизненных благ) есть товар, следовательно, она должна использоваться покупателем в соответствии с инструкцией по её использованию. Так как РС неотделима от её носителя – биологического существа – человека, следовательно, в инструкцию по использованию РС должно входить медицинское заключение о разрешённой длительности непрерывной работы РС, о длительности восстановительного периода и его качестве и т.п. Нарушение инструкции может привести РС к необратимым разрушительным процессам. Сознательное нарушение инструкции по использованию РС должно рассматриваться как ПОКУШНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЬ НОСИТЕЛЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ (работника). Но покушение, равно как и действия, направленные на подрыв здоровья и жизни человека – есть уголовное преступление. Следовательно, именно органы правосудия должны заниматься покупателями рабочей силы, нарушающими инструкцию по её использованию.

   На первой странице приведено несколько высказываний К. Маркса, где он утверждает, что РС есть товар, который продаётся и покупается. В другой работе (т.23, стр. 118-119) Маркс утверждает, что продажа есть превращение товара в деньги (т.е. движение Т-Д), а купля есть превращение денег в товар (т.е. движение Д-Т).Если буржуа покупает РС, то для него, как для владельца денег, было бы характерно движение Д-Т; т.е. буржуа, приобретая товар (рабочую силу) обязан предоставить хозяину товара (рабочей силы) деньги, и лишь после этого приобретённая буржуа рабочая сила может быть им использована. Но акт использования товара ДО его оплаты для получения прибыли, причём использования неоднократного, нельзя назвать куплей. Это всё что угодно: насильственное  изымание, кража, мошенничество, обман, экономическое или правовое принуждение – но только не купля, так как собственник рабочей силы был принуждён совершить безвозмездный акт передачи своей собственности (рабочей силы) капиталисту (собственнику средств  производства). Отсутствие движения Д-Т со стороны приобретающего товар, говорит об отсутствии акта купли-продажи и о бесплатном приобретении товара (рабочей силы) капиталистом. Законодательная система государства, создаваемая капиталом и для капитала – юридически узаконила такое ограбление собственников рабочей силы, хотя рабочая сила, коль она является товаром, имеет свою себестоимость, состоящую из затрат, которые необходимо произвести, чтобы развить в носителе (т.е. в собственнике) рабочей силы ту совокупность физических и интеллектуальных способностей, которая будет востребована и использована буржуазией (в широком смысле – любым работодателем) для получения прибыли. Себестоимость рабочей силы – это все затраты, которые необходимы на рождение, воспитание, образование и развитие всей совокупности физических и интеллектуальных способностей собственника рабочей силы. Поэтому, прежде чем говорить о РС, как о товаре, необходимо знать, каковы затраты на производство этого товара. Именно эта сумма должна быть определяющей в цене РС, то есть при оплате капиталистом покупаемого им товара (рабочей силы) – собственнику этого товара – работнику. Цена рабочей силы должна окупать её себестоимость, иначе собственник РС (работник) будет разорён. Именно это разорение работников и обогащение буржуазных работодателей за счёт получения бесплатной рабочей силы мы и наблюдаем повсеместно. Более того, цена такого товара, как рабочая сила, способного создавать прибавочную стоимость, должна быть значительно выше цены любого другого товара, не способного создавать прибавочную стоимость, а лишь используемого в обращении. Так почему же работник принуждён ПЛАТИТЬ ЗА ВСЕ ТОВАРЫ, даже самые дешёвые, а капиталист законодательно имеет право БЕСПЛАТНО ПРИОБРЕТАТЬ даже самый дорогой товар – рабочую силу? Капитал буржуа – это накопленный труд, но не только тех, кто непосредственно трудился, создавая капиталисту прибавочную стоимость (т.е. непосредственный труд рабочей силы), но это также труд всех тех, кто создавал эту рабочую силу – родителей, воспитателей, педагогов, наставников. Этот труд капиталист, прикрывшись преступным законодательством, также безвозмездно присваивает, обворовывая при этом не только собственника РС, но и всех тех, кто растил и обучал этого работника. Труд и энергия рабочей силы и её создателей превращается в частный капитал буржуа, оседая в его карманах, увеличивая его личное благосостояние. Это вопиющее социальное неравенство трудно не заметить. Так разве можно этот грабёж называть куплей-продажей? К. Маркс пишет: «…рабовладелец покупает своего рабочего так же, как он покупает свою лошадь. Теряя раба, он теряет капитал » ( Маркс, т 23, стр. 276 ). Но это не совсем так: купив и потеряв раба, давшего потомство, да ещё многочисленное, рабовладелец приобретает БЕСПЛАТНО всё  потомство этого раба в качестве новых рабов, так что в этом случае капитал рабовладельца увеличивается. Вот почему существовал закон о потомственном рабстве. Вот почему можно сказать, что рабы были недороги относительно их себестоимости. Но капитализм в этом вопросе пошёл ещё дальше, найдя способ приобретать и использовать РС вообще бесплатно. Работорговцы отнимали дополнительные средства у рабовладельцев. Работорговцы стали обузой... Капитализм заменил невольничьи рынки рабов – армией безработных, которых закон позволял приобретать теперь совершенно бесплатно, выжимая всё что можно из этой дармовой силы и выбрасывая отработанный материал, который с лёгкостью можно было заменить тоже совершенно бесплатно на свежую рабочую силу, активно работающую из страха потерять рабочее место и снова быть обречённым на голод и нищету… Даже покупающий лошадь оплачивает хозяину лошади её стоимость ДО того, как начнёт использовать её лошадиную силу. Но буржуазия нашла способ одурачивания трудящихся: объявив работника свободным человеком, хозяином своей рабочей силы, она бесплатно приобретает эту рабочую силу, декларируя свободу и юридическое равноправие работника и буржуа… Недоумение вызывает следующее высказывание К. Маркса: « Сфера обращения, или обмена товаров, в рамках которой осуществляется купля и продажа рабочей силы, есть настоящий эдем прирождённых прав человека. Здесь господствуют только свобода, равенство, собственность и Бентам. Свобода! Ибо покупатель и продавец товара, например рабочей силы, подчиняются лишь велениям своей свободной воли. Они вступают в договор как свободные, юридически равноправные лица. Договор есть тот конечный результат, в котором их воля находит своё общее юридическое выражение. Равенство! Ибо они относятся друг к другу лишь как товаровладельцы и обменивают эквивалент на эквивалент. Собственность! Ибо каждый из них располагает лишь тем, что ему принадлежит. Бентам! Ибо каждый заботится лишь о себе самом. Единственная сила, связывающая их вместе, это – стремление каждого к своей собственной выгоде, своекорыстие, личный интерес. Но именно потому, что каждый заботится только о себе и никто не заботится о другом, все они в силу предустановленной гармонии вещей или благодаря всехитрейшему провидению осуществляют лишь дело взаимной выгоды, общей пользы, общего интереса.» ( Маркс т.23 стр.187). Но ведь автор этих строк был прекрасно знаком с длительным процессом, который прошли в средние века экспроприированные огораживанием и секуляризацией монастырских земель крестьяне, испытавшие на себе «Кровавое законодательство против экспроприированных». Диалектический подход требует от нас не только всесторонности рассмотрения вопросов, но и историчности. История же – срывает овечью маску с волчьей морды буржуазии и показывает нам её сущность. История показывает нам процесс, в результате которого у якобы свободного работника даже мысли не возникает требовать от капиталиста деньги за свой товар – рабочую силу. Эта мысль выбивалась из головы работника в течение нескольких столетий.       

   Это началось ещё в 13 веке, когда феодалы-лорды в связи с повышенным спросом на шерсть стали огораживать и присоединять к своему домену общинные угодья. Начался процесс ликвидации ОБЩИННЫХ земель и распорядков. Так что историческая основа накопления капитала – массовая экспроприация крестьянства. Но если в 13 веке этот процесс происходил в недрах феодального общества, то к концу 15 века он приобретает уже другой характер. Причиной огораживания послужил рост цен на шерсть, вызванный не столько её экспортом, сколько развитием английской суконной промышленности, в которой началось зарождение капиталистических отношений. У крестьян забирали земли, изгоняя их из домов, с земли, превращая их в пауперов (нищих, не имеющих даже самых необходимых средств к  существованию) и бродяг.                                                                

   В 1495 году Генрих YII издал статут против бродяг и нищих. Но особо жестокими были статуты против бродяг и нищих 1536 и 15347 гг., изданные Генрихом YII, где экспроприированные крестьяне принуждались пополнять рабочий класс. Бродяг и собирающих милостыню без разрешения властей – бичевали, клеймили, отдавали во временное и постоянное рабство, а в случае трёх побегов из рабства – казнили. Позднее законы ещё ужесточились. Парламентский «Акт о наказании бродяг и упорных нищих» 1547 года просуществовал до 1814 года. «Кровавые законы» не могли приостановить роста пауперизма и бродяжничества, но они достигли другой цели:   1. подавляли сопротивление экспроприированных

                         2. превращали согнанных с земель крестьян в людей,

                             готовых к наёмному труду на любых условиях

                            (БСЭ изд. 3)

   Естественно, экспроприированные не могли заставить буржуазию оплачивать рабочую силу, хозяевами и собственниками которой были эти экспроприированные. Нарождающаяся и крепнущая буржуазия принуждала их отдавать рабочую силу, не оплачивая ни гроша и бесплатно выжимала из них их жизненные силы. Тех грошей, которые получали рабочие на своё содержание – не хватало даже на еду. «Капитал не спрашивает о продолжительности жизни рабочей силы…Капиталистическое производство ведёт не только к захирению человеческой рабочей силы,… но ведёт к преждевременному истощению и уничтожению самой рабочей силы» (Маркс, т.23, стр. 275)… Но понимая это, нелогично говорить о равноправии рабочих и буржуазии – смотри там же, стр.187. Цитата, приведённая на стр. 187 кажется написанной другим человеком, но не Марксом – так противоречат друг другу эти две цитаты! Мысли о равенстве рабочих и буржуа могли прийти в голову лишь буржуа, но не основоположнику коммунистической теории…

Итак, буржуазия достигла своей цели – образовала из экспроприированных крестьян частью рабочий класс, частью – безработную массу, являющуюся источником бесплатной рабочей силы при капитализме. Источник этот буржуазии просто необходим, так как без него иссякнут капиталы и остановится производство, ведь «пережёванную» рабочую массу буржуазное производство «выплёвывает»  вовне, заглатывая новую безработную массу… И всё повторяется вновь и вновь.

   Пока безработица существует – существует конкуренция вакантных мест – капиталистический мир спокоен: активно борющихся за свои права рабочих легко можно заменить более пассивными или послушными работниками, взятыми из безработной массы и они будут согласны на любые условия из боязни вновь оя без средств к существованию. Существуют толпа потенциальных рабов, которых легко превратить в реальных, в бесплатную рабочую силу. Вот очень важная причина зверской эксплуатации рабочих. Единственным сдерживающим фактором может явиться организованное массовое выступление работников. Поэтому для буржуазии очень важными является нахождение способов усмирения, успокоения работников, вплоть до «празднования» так называемых дней согласия и примирения, после чего эксплуатация ужесточается уже безбоязненно. Поэтому прежде всего любым путём удаляют лидеров рабочего движения и движения сопротивления, которые способны объяснить трудящимся причины их бесправия и нищеты, которые способны возглавить борьбу трудящихся за свои права. Буржуазия нейтрализует любые силы, препятствующие эксплуатации, так как именно ограбление трудящихся и их интенсивная эксплуатация являются практически единственным источником сверхприбылей. Именно поэтому «…капитал не спрашивает о продолжительности жизни рабочей силы. Интересует его единственно тот максимум рабочей силы, который можно привести в движение в течение рабочего дня. Он достигает этой цели сокращением жизни рабочей силы…» (Маркс, т.23 стр.275). Бесплатной рабочей силы, уточним мы, так как если бы буржуа покупал РС, то продолжительность жизни РС интересовала бы капиталиста так же, как интересует любого человека сроки эксплуатации купленной им вещи, особенно дорогой вещи. Дармовую рабочую силу, истощённую непосильным трудом и нищетой, буржуа легко заменит любым количеством такой же дармовой, но свежей рабочей силой. Оказывается, из голодной, бесправной, нищей массы можно выжимать сверхприбыли…

      Поняв это, правительства многих стран, где развивался капитализм, прекратили бороться против огораживаний, а начали предпринимать активные беспощадные действия против этой нищей массы, ускоряя её переход в класс рабочих. Активное сопротивление крестьян в виде многочисленных крестьянских восстаний – не изменили ход событий. БЫВШИЕ ФЕОДАЛЫ, ПОЧУВСТВОВАВ ВКУС СВЕРХПРИБЫЛЕЙ, ПЕРЕРОДИЛИСЬ В ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ТИПА. После английской буржуазной революции появилось новое обуржуазившееся дворянство. Народ попал под пресс, выжимающий народные жизненные соки, жизненную энергию. Одной стороной этого пресса была буржуазия, принуждавшая экспроприированных крестьян к бесплатному труду, а другой стороной были феодалы с их огораживанием… Так что тот труд, который до сих пор называют наёмным – есть принудительный бесплатный труд на того, кто получает за счёт этого труда  прибыли и сверхприбыли…

   Итак, иллюзии о юридическом равноправии трудящегося и его эксплуататора развеяны, так же как развеяны иллюзии о свободе выбора и равенстве (Маркс, т. 23,стр. 187). Становится очевидным,  что ГРАБИТЕЛЯ, принуждающего работника бесплатно отдавать свою РС и ОГРАБЛЕННОГО, принуждаемого к этому, было бы кощунственно назвать юридически равноправными лицами. Капитал криминален от самых своих основ и по сей день.

   Маркс пишет: «…рабочая сила оплачивается лишь после того, как она уже функционировала», но на стр.120 т.23 он же пишет, что метаморфоз Т – Д (товар - деньги) есть продажа, а Д – Т (деньги – товар) есть купля. Следовательно, продажа предполагает передачу товара покупателю при одновременном получении денег за этот товар при акте его передачи покупателю; купля же предполагает получение покупателем товара при одновременной передачи денег продавцу. Покупатель платит деньги, после чего товар становится его собственностью. И лишь ПОСЛЕ совершения акта купли – продажи покупатель имеет право пользоваться товаром. Вряд ли найдётся такой продавец, который по доброй воле позволит покупателю использовать товар до оплаты. Существует, правда такое понятие, как покупка в кредит, но:

1.     и здесь покупатель выплачивает первоначальный взнос, равный определённому проценту от цены товара

2.     государство через законодательно – правовую систему гарантирует продавцу полную оплату товара, применяя карательные меры при отказе покупателя платить за использованный товар.

Трудящийся получает от государства (на законодательном уровне) лишь гарантии частичного обеспечения капиталистом восстановительного периода производственного процесса. Эти средства называют заработной платой, совершенно ложно утверждая, что эта, так называемая «заработная плата» и есть оплата покупки товара – рабочей силы. Более того, Маркс (т23,стр269) пишет: «Минимальная граница стоимости рабочей силы есть стоимость физически необходимых жизненных средств». Но стоимость товара, в том числе и такого, как рабочая сила, есть «…воплощённый в товаре и овеществлённый в нём общественный труд товаропроизводителей» (БСЭ, изд.3), а цена – есть показатель стоимости товара. Следовательно, цена такого товара, как рабочая сила по крайней мере равна

             ЦЕНА (рабочей силы) = c + v + m

т.е. цена должна быть не ниже её стоимости, или перенесённой стоимости израсходованных на изготовление товара средств его производства.

   Для рабочей силы – это средства, затраченные на

1.     внутриутробное (эмбриональное) развитие

2.     вне утробное развитие  - пищу, жильё, одежду, образование от рождения до момента продажи своей рабочей силы.

Это довольно большие деньги. Именно такие деньги и должен получить работник при заключении договора о купле – продаже рабочей силы, если уж мы говорим, что работник продаёт свою рабочую силу. Если приобретая рабочую силу, буржуа не платит работнику деньги, равные хотя бы себестоимости рабочей силы, то нельзя говорить, что в процессе приобретения рабочей силы капиталистом, происходит акт её купли – продажи, ведь при этом полностью отсутствуют движения Д – Т и Т – Д.

     « Классическая политическая экономия заимствовала из промышленной практики ходячее представление фабриканта, будто он покупает и оплачивает труд своих рабочих. Этого представления было вполне достаточно фабриканту… однако будучи наивным образом перенесено в политическую экономию, это представление породило там совершенно поразительные заблуждения и путаницу…» (Маркс т.22 стр.205 ).

Да, фабрикату было достаточным и удобным считать, что он покупает и оплачивает труд работника; так же, как современному буржуа удобно считать, что он покупает и оплачивает рабочую силу. И в политической экономии до сих пор имеет место та же самая путаница, какая была во времена прежнего фабриканта. Та же самая путаница во всём, что касается вопросов купли-продажи рабочей силы и оплаты рабочей силы капиталистом.

     К. Маркс во многих своих работах утверждает «Капиталист купил на рынке труда… рабочую силу на определённый срок» (Маркс т.23 стр. 207). Ф. Энгельс же убеждённо утверждает «Рабочая сила должна продаваться на определённое время, ибо… продавец перестаёт быть продавцом, а сам становится товаром» (псс т 16 стр. 2670). Ну и ну?! Да ведь работник продаёт не себя (как утверждает К. Маркс), а свою рабочую силу, которая есть лишь его способность к труду, а не он сам. Но если Ф. Энгельс считает, что работник продаёт себя и отличие рабовладельчества от капитализма лишь в том, что работник

1.     продаёт сам себя

2.     продаёт себя на определённое время

то этой своей фразой он перечёркивает все построения теории К. Маркса, который утверждал, что рабочий свободен и юридически равноправен по отношению к буржуа; и что между ними существует равенство. Но разве можно назвать свободой и равенством такое положение, при котором работник экономически принуждён продавать себя, пусть даже  на определённый срок?.. Абсурд… Торговля людьми называется рабством.

     Ну а если работник работает на двух работах? Это значит, что он продал свою рабочую силу буржуа «А», и его рабочая сила на время продажи перешла в собственность «А». Так каким же образом работник может продавать свою рабочую силу, являющуюся теперь уже собственностью «А», второму покупателю – буржуа «В»? Следовательно, один и тот же товар – рабочая сила – является одновременно собственностью двух буржуа «А» и «В»? Получаем противоречие, заключающееся в том, что работник может продавать собственность буржуа «А» в собственность буржуа «В», таким образом, продав свою рабочую силу буржуа «А», работник остался сам собственником своей рабочей силы, хотя продажа – есть передача товара в собственность покупателя… Если бы, приобретая рабочую силу буржуа её покупал, то он становился бы её собственником и работник не мог бы продавать эту рабочую силу вновь, как свою собственность. Это противоречие ещё раз показывает, что акт приобретения капиталистом рабочей силы не является актом купли-продажи.         

Итак, из всего предыдущего этапа рассуждений вытекает  вывод:

1.     Буржуа приобретает рабочую силу бесплатно.

2.     Буржуа материально обеспечивает не весь производственный процесс, так как восстановительно – подготовительный период производственного процесса буржуа во многом перекладывает на плечи самого работника, дополнительно удешевляя производственный процесс в целом.

3.     Бесплатность рабочей силы и перекладывание на плечи работника обеспечения восстановительно – подготовительного периода производственного процесса – есть важнейший источник сверхприбылей буржуа и важнейшая причина существования жестокой эксплуатации трудящихся.  

 

 



Используются технологии uCoz