Т.М. Приходовская

 

БОРЬБА  И  ЕДИНСТВО  ОДНОРОДНОСТЕЙ

 

 

          Марксистско-ленинская диалектика учит, что не следует ничего абсолютизировать, так как предпочтительность объекта О, как правило, явление временное, т.е. свойственное определённому времени, по прошествии которого предпочтительность объекта О сменяется предпочтительностью нового объекта О1 , в чём и осуществляется принцип развития, движения.  Поэтому в диалектике не должно быть места никакой всевременной абсолютизации. Но в то же время марксизм-ленинизм абсолютизировал понятие борьбы и единства противоположностей  как источника движения и развития.

          Диалектический принцип всесторонности рассмотрения исследуемого объекта говорит о  том, что абсолютизация одной из сторон объекта ведёт к искажённому его пониманию. Вспомним, например, известный анекдот о том, как три слепых объясняли друг другу, что такое слон, после того как первый ощупал хвост, второй – ногу, а третий – хобот слона. Чтобы не уподобляться этим слепым, постараемся понять, что:

1.     кроме борьбы и единства, существует, по крайней мере, такая форма, как безотносительное друг другу параллельное сосуществование

2.     кроме борьбы и единства противоположностей, которое очень подробно рассматривается в марксистско-ленинской диалектике, существует и другая, не менее важная  сторона борьбы и единства – борьба и единство однородностей.

Рассмотрим табличку:

 

 

противоположности

    однородности

          борьба

            А11

             А12                     

          единство

            А21  

             А22

 

Величины А11 и А21 – борьба и единство противоположностей – подробно рассматриваются марксизмом-ленинизмом, поэтому здесь мы рассмотрим только А12 и А22 .

          Итак, А12 – борьба однородностей, на которой основывается весь естественный отбор в животном мире и конкурентная борьба в человеческом обществе, то есть важнейшие биосоциальные процессы. Здесь имеется в виду множество однородных элементов, из которых осуществляется выбор на основании предпочтения одних перед другими, подобными им (однородными). Значение этого вида борьбы для эволюции трудно переоценить.

          А22 – единство однородностей, на котором основаны важнейшие природные процессы, например:

1.     появление вещества путём объединения однородных молекул, и т.п.

2.     выживание биологических видов путём объединения их в группы

3.     объединение однородных по генным признакам людей в расы, в нации

4.     объединение однородных по духовно-религиозным признакам людей в единоверцев, и т.п.

Не менее важными являются процессы борьбы объединённых однородностей с противоположностями, победа над которыми начинается с единения (по какому-либо признаку) однородностей. Примером этому могут служить командные соревнования, национальная борьба, отечественная война и т.д. Поэтому нельзя говорить лишь о борьбе и единстве противоположностей, не говоря о не менее важных борьбе и единстве однородностей, которые играют огромную роль в движении материи и сознания. Классовый подход, применяемый марксизмом-ленинизмом, дифференцирует общество на классы, т.е. объединяет элементы общества в социальные группы по определённому признаку. Сплочение класса пролетариата, объединение коммунистических сил – также есть единство подобий, т.е. единство идейно близких людей для борьбы с противоположностью – эксплуататорами.

Но если этот вопрос рассмотреть глубже, то мы увидим, что и сами понятия противоположности и однородности не абсолютны, а условны, субъективны, как и все другие понятия, построенные человеческим сознанием. Ведь противоположность качеств утверждает субъект, следовательно, выбор этих противоположностей зависят от сознания выбирающего их субъекта. Марксистско-ленинская диалектика утверждает, что каждый объект есть единение противоположностей, и что при исследовании – его можно разделить на эти противоположности. Но коль каждое свойство существует в объекте вместе со своей противоположностью, то, следовательно, не существует однозначности объектов, т.е. можно сказать, что каждому материальному присуще духовное, а каждому духовному – материальное. Тогда можно сказать, что материя настолько же духовна, как материальна духовность. Здесь важно, насколько разведены в объекте эти противоположности, т.е. насколько широк тот доверительный интервал, инфимумом (inf) и супремумом (sup) которого являются эти противоположности (см. Т.М. Приходовская «Аксиомы бытия»). Интервальность свойств и признаков объектов бытия – есть одна из аксиом, на которых строится мир. И в мире этом имеет место и борьба, и единство (и противоположностей, и однородностей), и независимое параллельное бытие, и сосуществование в разных плоскостях или пространствах и т.п. …

Поэтому, схематизируя, систематизируя явления и процессы сущего, всегда следует иметь в виду вариативность, условность  подобной схематизации, а не абсолютизировать её.

 

 



Используются технологии uCoz