Вернуться на главную страницу

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ШКОЛЫ.

Подсистема «УЧЕНИК».

 

 (Приходовская Т. М. )

 

          Общие законы развития человека как личности, как единицы социальной структуры, должны находиться в гармоничном единстве с общими законами развития общества. Максимальная реализация личности способствует максимальному развитию общества, его совершенствованию. В обществе, не способном реализовать свой духовно- интеллектуальный потенциал, начинают развиваться необратимые разрушительные процессы. Это понимали передовые умы ещё в глубокой древности. Так древнегреческий философ Платон (428 – 347 гг до н. э. ) писал: « Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу тоже… Поэтому можно сделать всё в большем количестве, лучше и легче, если выполнять какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам ». А социалист- утопист Сен-Симон Клод Анри ( 1760 – 1825 ) писал следующее: «… так как различные должности и профессии в обществе будущего будут распределяться сообразно способностям, то они в результате будут выполняться с более высокой степенью совершенства. Уже по одному этому во всех отраслях человеческой деятельности прогресс будет осуществляться с гораздо большей быстротой, чем в какую бы ни было эпоху прошлого. Разделение труда с полным основанием считалось одной из самых могучих причин успехов цивилизации, но ясно, что все свои плоды оно принесёт только тогда, когда в основу его будут положены различия в способностях трудящихся… Труд по способностям даёт новую, очень большую гарантию нравственного порядка… Источником почти всех неурядиц были неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, н а в я з а н н ы е   профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».

          Но так как различные профессии предъявляют к различным особенностям личности конкретные требования, то разумно будет утверждать, что человек, обладающий соответствующими какой- либо профессии (профилю) конкретными особенностями, сможет именно в ней достичь наивысшего совершенства. Следовательно, правильное определение особенностей и свойств личности – важнейшая задача воспитательно – педагогического процесса.    

Жизнь человека в социуме можно условно разделить на два этапа:

1 -> общество - человеку,

2 -> человек - обществу.

1-й -это такой этап,  когда общество формирует личность .  Причем,   в философии утверждается,  что человек несет в себе два начала: индивидуальное и социальное,  выступая как единичный элемент, составляющий общее - суциум.  Поэтому и развитие человека,  его воспитание должно идти одновременно в двух направлениях: социальном и индивидуальном.  Игнорирование любого из двух направлений приводит к трагическим результатам.  Так, например, человеческие детеныши,  воспитанные вне общества,  животными,   несмотря ни на какие усилия,  так и не смогли стать полноправными членами общества.  Примеров таких можно найти немало в литературе.   Игнорирование второго направления (особенно если такая тенденция наблюдается в широких масштабах)   ведет к снижению темпов развития общества и даже к его деградации. Общество,  формируя личность должно : с одной стороны,  передать ей традиции,  существующие в нем,  сформировать мировоззрение,  помочь понять господствующую в обществе идеологию.  С другой стороны,  оно должно способствовать развитию индивидуальных особенностей человека,  его способностей,  так как только это,  как утверждают философы,  может превратить человека в активную творческую личность,  которая своей деятельностью сможет максимально способствовать развитию своего общества.   Итак,  на первом этапе жизни человека в социуме,  ему должны быть созданы необходимые условия для развития, как в социальном,   так и в индивидуальном направлениях,  чтобы на 2-м этапе он смог реально,  наиболее эффективно способствовать развитию общественной структура.   Рассмотрим это конкретнее.  Пусть n-количество людей одного поколения,  живущих в некотором обществе. Обозначим "о" - актуальное состояние этого общества,  i"-конкретный человек.   fi-условия,  которые общество предоставило i-му человеку для его развития.           Тогда

                        чi=fi(о),                           (1)

 т.  е.  каждый человек есть некоторая функция от общества.  Для любых i,  j,   fi<>fj,  т.  к.  условия,  необходимые для развития двух разных людей неодинаковы в связи с различием их способностей. 

 Пусть Ч=(ч1,  ч2,  .  .  .  ,  чn) ;F=(f1,  f2,  .  .  .  ,  fn),                      т.  е.   Ч - определенное поколение,  F - условия,  которые были созданы обществом (о) этому поколению,  тогда

                        Ч=F(о)                (2)     

т.  е.   каждое поколение есть некоторая функция от актуального состояния общества.  Запомним формулу (2) и перейдем ко 2-му этапу жизни человека .   2-й - это такой этап,  когда общество "пожинает плоды своего труда", т.  е.   время деятельности поколения Ч, преобразующего и развивающего это общество.  В результате этой деятельности,   общество из состояния (о) переходит в состояние (О).  Т.  о.  

                       О=G(Ч)             (3) 

О - есть некоторая функция G от поколения Ч.  Тогда,  используя (2), получаем:

                      О=G(F(о))   (4),

 или:     О=G*F(о) (5).

 Следовательно,  потенциально возможное общество при смене поколений,  есть некоторая композиция функций от его актуального состояния.  Т.  о.   общество можно рассматривать как саморазвивающуюся систему.  Причем,  общество (общее) саморазвивается  опосредованно,  через человека (единичное),  путем развития этого единичного.   Отсюда становится очевидным,  что общество должно быть максимально заинтересовано в развитии творческих способностей своих людей,  должно предоставлять им необходимые условия,   выделять требующиеся для этого средства.   Экономия этих средств преступна,  т.  к.   ведет к деградации общества. Предосудительным для общества можно считать положение,  при котором забота о детях полностью перекладывается на плечи родителей. Удивительным кажется непонимание совершенно очевидной истины: ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ – ЕСТЬ ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ, а значит, участие государства в этом процессе необходимо.    Зачастую,  пути развития детей родители выбирают необоснованно,  т.  к.  диагностику способностей они провести не могут - нет необходимых знаний  в области психологии.  Поэтому такую работу должны проводить квалифицированные специалисты-психологи,  которых государство обязано готовить.  Естественно,  что основной базой для проведения подобных работ лучше выбрать детские учреждения - д/сады,  школы и т.  п.  ,  главная функция которых заключается в воспитании и развитии детей.  К тому же,  здесь будет реализован принцип массовости,  всеобщего охвата.

  Рассмотрим процесс формирования личности в школе.   При этом придется использовать некоторые термины информатики,  поэтому определим наиболее существенные для нас: база данных -это большие машинные информационные массивы; программное обеспечение-это важнейшая составная часть информационной технологии,  оно представимо в виде пакетов прикладных программ (ППП) и,  как правило,  осуществляет анализ и обработку первичной информации,  содержащейся в базах данных; информационный продукт - это совокупность унифицированных сведений и услуг,  представленных в некотором стандартном виде.

  Перестройка системы образования, способствует совершенствованию форм и методов,  применяемых и внедряемых в практику учебно-воспитательного процесса: дифференциация обучения,  усиление индивидуального подхода,  построение интегрированных учебных программ и тому подобное. Но корректное внедрение этих форм в практику школ невозможно

без знания   субъекта,  направляющего этот процесс - учителя,  воспитателя;

без наличия информации о средствах,  способствующих реализации новых идей в практике;

без аналитического исследования объекта,  на который направлен этот процесс-ученика школы.

Правда,  последнее время получает все более широкое развитие идея включения ученика в учебно-воспитательный процесс,  как субъекта.  Отметим здесь некоторые аспекты реализации этой идеи.  Ученик может быть включен в указанный процесс как субъект

во-первых,  через орган школьного самоуправления,

во-вторых,  через привлечение его к учебному процессу посредством организации выступления детей с творческими работами (докладами,  лекциями,  демонстрацией результатов исследований по интересующей теме и т.  п.  ), а также к самостоятельному проведению отдельных уроков.

 При этом происходит развитие навыков самостоятельной работы, творческого подхода к изучаемому материалу,  ответственного отношения к делу. Развивается более глубокое понимание труда учителя и уважительное отношение к нему через сотрудничество.  При такой работе развивается речь школьников,  их ораторские способности,  укрепляются познавательные интересы.  Моделируемая таким образом ситуация "успеха" будет   способствовать самоутверждению, ликвидации "закомплексованности" учеников, имевших низкий социометрический статус в группе (классе),  а это,  в свою очередь,  позволит сделать актуальнейшую сейчас проблему психического здоровья учеников (возможно и учителей) менее острой.   Очевидно,  что для проведения такой работы учителю необходимы не только высокий профессионализм,  такт,  опыт,  но и знание ученика,  информация о нем. 

Из вышесказанного очевидно,  что возникает настоятельная необходимость обеспечения системы образования оперативной и полной информацией о процессах происходящих в этой системе,  а также о трех основных составляющих этого процесса:

субъекте, объекте и средствах.

(См.   структуру информационной базы школы).   Наличие информационной базы является необходимым условием для оперативного принятия оптимальных решений в вопросах управления системой образования (в т.ч. и школой), но недостаточным.   Принцип достаточности реализуется при внедрении информационной технологии и получении информационного продукта.   (См.  схему функционирования базы).   Основным средством получения информационного продукта является электронно-вычислительная техника (компьютеры).  Поэтому проблема компьютеризации в сфере образования приобрела в настоящий момент особую остроту и значимость.  Рассмотрим эту актуальную проблему в аспекте ее разрешения в рамках основного звена системы образования - школы.

Учебно-воспитательный процесс зависит,  с одной стороны,  от трех составляющих: кадры,  ученик,  материально-техническая база школы,  с другой стороны - от цели,  на которую направлен этот процесс.   Основной целью будем считать динамический процесс формирования личности учащегося,  основывающийся

на изучении его физиологических,  психофизиологических и психодинамических  особенностей,

на развитии (основываясь на полученных о нем знаниях) его способностей и реализации этих способностей в индивидуальной и коллективной деятельности.

Следовательно, помимо подсистемного структурирования базы данных,  необходимо провести целеполагающую классификацию информации,  входящей в базу.  

Классификацию проведем на основе философского утверждения о существовании в мире двух начал: идеального и материального и их взаимодействия.  Человеку,  как элементу этого мира также свойственны два начала: духовное, как проекция идеального на личность и физическое,  как проекция материального на личность.   Эти два начала являются внутренним потенциалом личности. Реализуется этот потенциал в деятельности как умственной (учебной), так и физической (трудовой).  Деятельность здесь понимается,  как целенаправленное воздействие субъекта (человека) на объекты реального мира.  Важной представляется еще одна классификационная компонента - среда первоэтапного  формирования ( семья ) в аспекте взаимодействия ее со школой и степени включения родителей в учебно-воспитательный процесс.   Таким образом,  целеполагающая классификация позволяет получить пять относительно независимых аналитических направлений, эффективное развитие которых в совокупности (их синтезе) должно способствовать достижению цели,  на которую направлен этот процесс.

Рассмотрим структуру информационной базы "Школа".  Выходная информация по вертикальным срезам этой структуры даст возможность представить объективное положение,  в котором находится любое из выделенных нами пяти направлений процесса воспитания.   Горизонтальные срезы сформированы в три базовые подсистемы: "Кадры",  "Ученик",  "Материально-техническая".    Блоки, находящиеся на пересечении горизонтальных и вертикальных срезов,  дают информационную характеристику базовых подсистем относительно определенных направлений  процесса формирования личности (ученика).

Наиболее разработанной является подсистема "Ученик".   Содержащаяся в ней информация необходима не только учителям,   директорам и завучам школы для проведения работы по развитию способностей и проведению коррекционной работы с учащимися.   Эта информация является необходимой основой для проведения профориентационных работ с детьми.

Выбор профессии рассматривается как динамический процесс, протекающий в течение всего времени обучения ученика в школе. Процесс развивающийся, подвергаемый корректировке, охватывающий важнейшие аспекты человеческого «Я», набор его структурно – личностных параметров. Психические и физиологические особенности человека – это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний, способностей - являются кирпичиками, из которых строится  уникальное творение: личность. Совокупность используемых подсистемой методов поперечного и продольного срезов,  используемых в возрастной и педагогической психологии,  а также применение количественных тестовых методик,  интерпретация и результат по которым поддается обработке на ЭВМ ,  позволит в первом приближении провести исследование в профориентационном аспекте всех учеников школы .  Во втором приближении- школьный психолог в индивидуальной работе с учеником по проективным методикам может,  если возникнет необходимость,  уточнить,  углубить выводы,  сделанные в первом приближении.   Трудность состоит в том,  что необходимо определить не только существующий уровень развития личности ,   но и возможность ее развития,  т.  е.   видеть определенную перспективу.  Следовательно, проблема профессиональной ориентации школьников связана со всесторонним учетом наиболее полного спектра особенностей и возможностей (или ограничений) человека.   Отсутствие требуемой информации в существующей системе профориентационной подготовки учащихся потребовало разработки множества форм,  используемых для сбора данных,  которые по определенным признакам объединены в семь блоков:

1 блок - анкетные данные

2 - медицинская характеристика

3 - профессиональная направленность

4 - социальная направленность

5 - интересы (кружки,  секции)

6- психодинамические функции (интеллект)

7 - психофизиологические характеристики.

Каждый блок включает показатели,  характеризующие текущее состояние ученика.  Семь блоков паспорта составляют некоторую структуру личности.   В процессе обработки первичной информации,  собранной в блоки по базовым параметрам учитываются межблоковые связи.  Проводится анализ приоритетности этих связей,  рассматривается их влияние на развитие способностей ученика.

Ежегодное обследование позволит к окончанию школы получить ( для каждого ученика) график динамического развития личности,  по которому можно произвести прогностический расчет успеха деятельности выпускника школы в конкретной области.  Профориентационная работа,  проведенная таким путем,  исключает элемент случайности в вопросе выбора профессии и дает серьезное обоснование для выбора жизненного пути выпускнику школы.   Разрабатываемая подсистема "Ученик" ориентирована на решение следующих задач:

I.                  С о з д а н и е   б а з ы    д а н н ы х. 

А) Разработка паспорта учащегося (с краткой инструкцией).   Блочная структура паспорта позволяет сформировать базу данных в удобном для работы с ней виде,  делает ее гибкой,  т.  к.   при необходимости ее можно наращивать,  расширяя базу.  Межблоковые связи позволяют сделать более точные и правильные выводы и дать конкретные рекомендации по психокоррекцонной работе с учеником.  

Б) Разработка методики по применению подсистемы.  Методика построена т.  о.,   что каждая строка паспорта соответствует одному тесту.  Тесты объединены в блоки по определенным признакам.  Например,  тесты,  по исследованию интеллектуальных характеристик,  находятся в 6-м блоке "Психодинамические функции", тесты,  исследующие профессиональную направленность - в З-м блоке и т.  д.. В "Методике по применению подсистемы "Ученик"" приводится подробное описание процесса тестирования для получения выходной информации и заполнения входной формы (паспорта) первичной информацией.

 В)   Разработка программы "Baza". Эта программа позволяет осуществить ввод первичной информации в оперативную память ЭВМ и записать эту информацию на внешний носитель памяти - дискету.   "Baza" позволяет сформировать файлы данных в виде,  удобном для дальнейшей работы с ними как в оперативно-справочном режиме,  так и в режиме получения требуемой информации в виде стандартных форм.

II.               А н а л и з    с т р у к т у р ы     л и ч н о с т и .   Здесь предусмотрено получение выходной информации с учетом межблоковых связей.  Производится расчет дисперсии личностных параметров ученика с учетом его возрастных особенностей. В результате анализа структуры личности, исследователь получает рекомендации по проведению профориентационной работы с учеником.  Работа должна быть направлена на тот вид деятельности (или на конкретную профессию),   который будет получен после обработки данных на ЭВМ. Заключение о правильности выбора профессии делается с учетом межблоковых связей и проводится по следующей схеме: 2-й блок позволяет учесть откло- нения в здоровье ученика и получить некоторый набор профограничений, соответствующий выявленным у него заболеваниям. 3-й блок позволит выделить интересующую ребенка область деятельности.  После учета профограничений, получаем 1-й профдиагностический срез.  Учет результатов анализа 4-го блока даст 2-й профдиагностический срез,  т.  к.  отсечет ряд тех профессий,  которым не соответствуют характеристики ученика,  полученные по 4-му блоку.  Аналогично предыдущему,  учет результатов анализа 6-го,  а затем 7-го блоков,  позволит получить 3-й и 4-й профдиагностические срезы.   В результате исследователь получает минимальный по объему набор конкретных профессий максимально соответствующих интересам и склонностям конкретного ученика.

III.             Создание модели  п р о ф е с с и о г р а м м н о г о пространства. Оно включает в себя исследование высококвалифицированных специалистов различных профессий с использованием подсистемы "Ученик".  Сбор информации осуществляется по блокам 3,  4,  6,  7 паспорта. Производится расчет диапазонов доверительных интервалов по профессиям.  После корректировки диапазонов с учетом возрастных особенностей,  получаем набор характеристик,  необходимых ученику для успешного освоения им выбранной профессии.

IV.             Получение методических   р е к о м е н д а ц и й    по повышению эффективности процесса развития личности.   По этому вопросу предлагаются следующие задачи:

1.        Проведение сравнительного анализа структурно-личностных параметров учащегося с профессионально обусловленными параметрами,  обработка результатов и выдача их на печать.

2.        Анализ д и н а м и к и развития свойств личности,  необходимых для успешного овладения рекомендуемой профессией (производится на основе многократного исследования ). 

3.        Формирование информационного образа класса,  школы на основе агрегирования информации,  содержащейся в блоках паспорта ученика.   Эта задача позволит получить среднюю оценку класса,  школы по определенным параметрам,  что,  в свою очередь, даст возможность сравнивать классы,   школы, регионы по степени эффективности проводимой профориентационной работы, как в общем, так и в отдельных ее звеньях.

4.        Проведение заключения о правильности выбора профессии.

V.               П о в т о р н о е     исследование.   Необходимость повторного исследования заключается в следующем:

1.        Оно позволит исследовать динамику развития основных параметров личности, произвести расчет коррекционных коэффициентов.

2.        Позволит периодически корректировать выводы о степени пригодности с учетом динамики развития личности.  

3.        Позволит проводить корректировку методических рекомендаций по работе с учеником и получать новые.

4.        Построение графика динамического развития личности наглядно покажет темпы развития профессионально необходимых качеств каждого учащегося,   выбравшего профессию.

О с н о в а н и е м для выбора задач является:

1.               Степень влияния эффективности решения данной задачи на уровне школы на организационо - педагогическую эффективность управляемой системы.  

2.               Наличие необходимых организационных структур,  использующих результаты решения задачи.

3.               Возможность информационного обеспечения задачи.

4.               Невозможность решения задачи ручным способом.

Взаимодействие системы с пользователем осуществляется как в оперативно-справочном режиме,  так и в режиме периодического получения полной информации по всем выходным параметрам.   Оперативно-справочный режим используется для получения непериодической информации по запросам,  для которых должны быть созданы стандартные процедуры обработки.  Для получения информации в данном режиме,  заранее определяется состав необходимых процедур и формы выдачи информации.  В любой момент времени пользователь может запросить систему о выдаче необходимой информации.  Разработка методики по работе с системой велась с учетом применения ЭВМ в процессе обработки данных.  Этап сбора данных,  т.  е.   непосредственное тестирование,  проводится без применения ЭВМ.   Пока такое решение проблемы способствует ее реализации на практике.   Ни для кого не секрет,  что наши школы  слабо оснащены техникой (ЭВМ),   что системы,  в которых использование компьютерной техники начинается уже на этапе сбора информации - это пока "мертвые",  не рабочие системы,  т.  к.   во-первых: охватить все школы таким профдиагностическим исследованием пока нереально; во-вторых,  чтобы доказать неэффективность использования ЭВМ в процессе сбора информации,   обратимся к цифрам: на один тест в среднем тратится около 10 минут.  Если для обследования ученика потребуется всего 10-15 тестов,  то это составит около двух часов машинного времени.  Следовательно,  для 1000 учащихся потребуется уже 2000 часов.  Если учесть то, что обследование по подсистеме "Ученик" проводится с учащимися 4-11 классов,  а знакомство с компьютерной техникой начинается у нас с 9-10 классов,  то становится ясно,  что основной массе учащихся придется сначала ознакомиться с правилами работы на ЭВМ.   Но цель создания системы не всеобщая компьютеризация,  а образование информационной базы,  необходимой для работы.   Следовательно,   ЭВМ нужно использовать прежде всего на тех этапах,  где без нее невозможно обойтись,  а именно: накопление в относительно короткий срок большого количества информации.  Разносторонняя,  быстрая ее обработка и выдача сформированной в нужных аспектах выходной информации в удобном для пользователя виде.  Поэтому,  если мы хотим создать действующую,  приносящую реальную помощь в профориентационной работе систему,  мы должны :во-первых,  не становиться рабами модных тенденций и не использовать ЭВМ в тех процессах,   где эффективность ее применения низка,  во-вторых,  не закрывать глаза на существующую действительность,  а учитывать ее в своих научных и практических разработках.   Сбор информации в подсистеме "Ученик" осуществляется либо классным руководителем (1,  4,  5,  6,  7 блоки),  либо психологом (3,  7 блоки),  либо врачом (2блок).  Этот процесс максимально сокращен и упрощен.  Разработаны бланки типа паспорта ученика с формами,  в которые заносится первичная информация в закодированном виде .   Сбор первичной информации осуществляется путем заполнения паспорта ученика по разработанной методике.   После проверки на полноту заполнения и точность,  паспорта отсылаются (если это сельские школы) или передаются (если городские) в центр по обработки информации.  После обработки первичной информации,  школы получают рекомендации по профориентационной работе с каждым учеником.   А так же составляются выводы-характеристики как по классам,  так и в целом по школе,  дающие рекомендации по разработке определенных путей проведения профориентационой и психолого-педагогической работы как с ученическими коллективами,  так и с конкретными учениками. Достоинством системы "Ученик" является:

1 простота процесса кодировки,  описанного в методике по приме- нению подсистемы доступным языком.

2 гибкость подсистемы как в плане возможности изменения тесто- вой структуры в самих блоках,  так и в плане возможности изменения блоковой структуры.  Это свойство дает возможность совершенствовать подсистему,  развивать и расширять ее.  

3 благодаря использованию имеющегося текстового редактора,   непосредственный ввод первичных данных осуществляется в сформированные на экране образы,  идентичные формам паспорта ученика,  что позволяет значительно облегчить процесс ввода,   т.  к.  при этом выполняется условие однородности восприятия двух объектов: на бумаге и на экране.  Происходит значительная экономия времени,  необходимого на адаптацию при восприятии нового объекта,  улучшается качество ввода данных и резко сокращается количество ошибок,  допускаемых при вводе данных.   Эффективность от внедрения подсистемы "Ученик" заключается в экономии времени и педагогических усилий по выявлению способностей учащихся,  в экономии средств,  затрачиваемых на переориентацию кадров в различных сферах, в экономии потерь,  исчисляющихся по стране в миллиардах рублей из-за текучести кадров,  причиной которой является случайность выбора профессии выпускниками школ.   Разработанный комплекс рекомендуется применять в сфере народного образования. В перспективе, с развитием сети ЭВМ,  по запросам ГорОНО, необходимая информация может поступать сразу в агрегированном виде от школ города,  формироваться в выходные формы и поступать в территориальные отделы образования,  минуя сложную систему сбора,  корректировки информации и формирование ее в выходные формы сотрудниками отделов образования. Это позволит высвободить время сотрудников для более творческой работы в области совершенствования форм и методов,  используемых в образовании и просвещении.   Из вышесказанного следует вывод,  что цель разработки системы обусловлена необходимостью автоматизации функций,  выполняемых в рамках существующей организационной структуры школы.  Основная часть задач системы должна решаться в режиме диалога системы с пользователем,  т.  к.  это позволит обеспечить выдачу информации по любым,  интересующим пользователя,  разрезам. Схема построения информационной базы школы ( 3 подсистемы),   пакет методик и паспорт ученика с краткой инструкцией по его заполнению  приложены:

1   2   3

 

 (1989 год)

 

 

Вернуться на главную страницу

 

 



Используются технологии uCoz